<<
>>

1. Время как праксиологический фактор

Идея изменения подразумевает идею временной последовательности. Неподвижный, вечно неизменный мир находился бы вне времени, но он был бы мертв. Понятия изменения и времени нераздельно связаны друг с другом.
Деятельность направлена на изменение и поэтому находится в потоке времени. Человеческий разум даже неспособен представить себе идеи безвременного существования и безвременной деятельности.

Тот, кто действует, разграничивает время, предшествовавшее действию, время, поглощенное действием, и время после завершения действия. Он не может быть нейтрален к ходу времени.

Логика и математика изучают идеальную систему мышления. Связи и следствия их систем являются сосуществующими и взаимозависимыми. Мы также можем сказать, что они синхронны и находятся вне времени. Совершенный разум мог бы охватить их одной мыслью. Невозможность этого для человека делает само мышление деятельностью, постепенно продвигающейся от менее удовлетворительного состояния недостаточного знания к более удовлетворительному состоянию более глубокого проникновения в суть предмета. Однако временную последовательность приобретения знания нельзя смешивать с логической одновременностью всех частей априорной дедуктивной системы. В такой системе понятия предшествования и следования полностью метафоричны. Они относятся не к системе, а к деятельности по ее мысленному охвату. Сама система не подразумевает ни категории времени, ни категории причинности. Существует функциональное соответствие между элементами, но нет ни причины, ни результата.

Эпистемологическое отличие праксиологической системы от логической системы как раз и заключается в том, что первая содержит в себе категории и времени, и причинности. Праксиологическая система также и априорна, и дедуктивна. Как система она находится вне времени. Но изменение один из ее элементов. Понятия рано и поздно, причина и результат ее составные части. Предшествование и следование являются сущностными понятиями праксиологического рассуждения. Отсюда вытекает необратимость событий. В структуре праксиологической системы любая ссылка на функциональное соответствие столь же метафорична и обманчива, что и ссылка на предшествование или следование в структуре логической системы[В работе по экономической теории нет нужды обсуждать попытки построить механику как аксиоматическую систему, в которой понятие функции заменяется понятием причины и следствия. Ниже будет показано, что механика не может служить моделью для исследования экономической системы.].

<< | >>
Источник: Людвиг фон Мизес. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. 2005

Еще по теме 1. Время как праксиологический фактор:

  1. З любое время равен стоимости предельного продукта фактора производства.
  2. ГЛАВА Как Уоррен определяет время для продажи
  3. То есть, временно прекращая производство, фирма продолжает нести постоянные издерж- ки, в то время как
  4. ГЛАВА Как Уоррен определяет самое подходящее время для покупки фантастически успешного предприятия
  5. Иначе говоря, члены профсоюзов пользуются выгодами, определяемыми условиями коллективного договора, в то время как
  6. Поведение фирмы и теория организации рынки масштаба, в то время как объем выпуска монопольно-конкурентных фирм —
  7. Но в этом же заключается и его слабость, так как время от времени состав потребитель- ской корзины, перестает
  8. В долгосрочном периоде кривая совокупного предло- жения вертикальна, в то время как в краткосрочном периоде она
  9. 7. Праксиологическое предсказание
  10. 3. Праксиологический характер социализма
  11. 11. Ограниченность праксиологических понятий
  12. 3. Праксиологический аспект полилогизма
  13. Информация как фактор производства
  14. Капитал как фактор производства
  15. Труд как фактор производства
  16. 4. Земля как пространственный фактор
  17. 4. Рациональность и иррациональность, субъективизм и объективность праксиологических исследований
  18. 1. Природные ресурсы как экономический фактор. Рента