Дискурс — это пространство, в котором доминирует та или иная система ценно-
стей.
Дискурс — это пространство, в котором доминирует та или иная система ценно-
стей. Формирование и поддержание дискурса представляет собой активный про-
цесс, в котором с помощью использования символов воспроизводится система
Послесловие русского редактора
ценностей. В этом смысле дискурс — активное средство получения и поддержа-
ния так называемой символической власти.
До неоклассического периода собственно экономический дискурс экономиче-
ской науки еще не сложился. Экономическая теория, а точнее — политическая
экономия, «мыслила» в рамках общегуманитарного дискурса, сформированного иде-
ями просвещения. Его важнейшие признаки и универсальные смыслы явно или
неявно, на позитивной или критической (марксизм) рефлексивной ноте образовы-
вали несущие элементы экономической науки, объединяли ее в единое целое, а
вместе с тем инкорпорировали в общегуманитарное знание. Важнейшими мысли-
тельными принципами были идеи прогресса (в марксистском варианте — историз-
ма), пафос гуманизма, ориентация науки на истину, глубокая внутренняя взаимо-
связь позитивного и нормативного аспектов анализа.
Современная (по всей видимости, следует добавить — западная) экономическая
наука представляет собой «мир теорий». Свойства этого мира теорий — нередуци-
руемое ни к какому единству методологическое разнообразие, междисциплинар-
ность, неопределенность объекта (достаточно вспомнить идеи экономического им-
периализма Г. Беккера, сопоставить круг проблем современной теории фирмы,
микро- и макроэкономики, теории прав собственности, теории общественного выбо-
ра и многих других), толерантность к разным идеям. Эти свойства делают невоз-
можным объединить этот «мир теорий» в одну систему.
Единственное, что позволяет осмыслить общность этого «мира теорий», — об-
щее прошлое, каковым является неоклассическая теория. Неоклассическая теория
является общим языком современной экономической науки, объединяющим много-
образие ее теорий в общий мир. Именно неоклассическая теория образовала тот
понятийный аппарат, который стал общим для современной западной экономичес-
кой науки. При этом неоклассический язык объединяет разные теории не только, а
зачастую не столько своими явными, сколько неявными смыслами. «Неявные»
смыслы современной экономической науки — это ушедшие на периферию научно-
го сознания термины и понятия предельного анализа, теории субъективной полез-
ности, теории равновесия Вальраса, Парето-оптимальности и др.
В современных теориях термины и понятия исходных теорий, составивших нео-
классику, зачастую используются через отрицание (принцип «ограниченной рацио-
нальности», групповая мотивация и т. п.). И с этой точки зрения, не зная языка
неоклассической теории, современные западные теории попросту невозможно чи-
тать, т.е. понимать. Это относится уже к первой радикальной «антинеоклассиче-
ской» книге — работе Дж. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег».
Конечно, важнейшие идеи Кейнса можно перевести на «другой язык», например
марксистский, и сделать понятными и тем, кто не изучал неоклассику. Но работа
Кейнса написана на языке неоклассики, и такой перевод не сможет открыть выход
в научное пространство — пространство кейнсианства и антикейнсианства.
Сказанное позволяет сделать вывод,что современная западная экономическая
теория, называемая у нас «экономике», и политическая экономия (как ее альтерна-
тива) — это два разных культурно-исторических пространства, каждое из кото-
рых имеет свой собственный язык.