1. Марксизм о научно планируемом обществе
Плановое хозяйство, опыт построения которого начали захвати шие в конце 1917 г. власть в России большевики, должно было вопл тить идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о более высоком, чем капиталист ческий, коммунистическом способе производства, когда «вместе с Bd сторонним развитием индивидуумов вырастут и производительна силы и все источники общественного богатства польются полным i током»'.
Историко-философское и политэкономическое обоснован революционной коммунистической доктрины резюмировал вывод, < «созданные в пределах капиталистического способа производства i совые производительные силы, которые он уже не в состоянии оЦ дать, только и ждут того, что их возьмет в свое владение организона ное для совместной планомерной работы общество, чтобы обеспечи всем членам общества средства к существованию и свободному раз^ тию их способностей, причем во все возрастающей мере»2.В категориях своего форшционного подхода Маркс п Энг дали общие определения характера производительных сил, подге ленных капиталистическим производством к переходу на более сокий уровень {обобществление труда, крупное машинное произн(| ство, электрификация), и ориентиры нового - коммунистической типа производственных отношений:
«ассоциированный труд, выполняемый добровольно, с roroitij стью и воодушевлением» - «непосредственно общественный тру! мерой которого является рабочее время, поскольку «общество мо)| просто подсчитать, сколько часов труда заключено в паровой M;I
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 20. ' Там же. Т. 20 С. 150.
410
iic, в гектолитре пшеницы последнего урожая, в ста квадратных мет-рд\ сукна определенного качества»3;
«прозрачно ясные» отношения в «союзе свободных людей, рабо-|.пощих общими средствами производства и планомерно расходующих свои индивидуальные рабочие силы как одну общественную ра-| Ьочую силу»4;
общество, «освобожденное от пут капиталистического производ-li та», избавит работника от судьбы «искалеченной экономической ' разновидности, прикованной к одному участку производства», вырастит «новое поколение всесторонне развитых производителей, которые понимают научные основы всего промышленного производ-сска и каждый из которых изучил на практике целый ряд отраслей производства от начала до конца»5;
«законы их собственных общественных действий, противостоявшие людям до сих пор как чуждые, господствующие над ними законы природы, будут применяться людьми с полным знанием и тем самым будут подчинены их господству»6.
При распределении общественного продукта должны быть выделены для обеспечения процесса расширенного производства: 1) фонд помещения потребленных средств производства; 2) фонд расширения; 3) резервный и страховой фонд.
Другая часть совокупного продукта предназначена служить в качестве предметов потребления, за пычетом: 1) общих, не относящихся непосредственно к производст-пу издержек управления; 2) общественных фондои потребления (шко-| ли, средства здравоохранения); 3) фондов для нетрудоспособных7.Если использовать терминологию современной неоконсервативной философии* и институциональной экономической теории9, то в Коммунистическом проекте можно выделить три ключевые предпосылки:
1) миф универсального гнозиса - образ прозрачного и пластичного (мира, доступного интеллекту и подвластного поле человека;
2) ориентацию на создание структур с изначальной гуманитар- hioii и нерыночной направленностью, игнорирующую (тщетно) оп- ш>1»пунистическое поведение индивидов;
'Тамже. С. 314 4 Там же Т 23. С. 77-78 > ' Там же. Т. 20. С 301. ь Там же. С. 288 7 Там же. Т. 19. С. 17,
4 Неоконсерватизм в странах Запада. Ч. 2. М.. ИНИОН АН СССР, 1982. 1,
" Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб., 1996. 1(14.
411
3) неограниченный (и неосторожный) оптимизм в том, что ка<| ется прогресса «производительных сил» (изобилие ресурсов и пр дуктов, открываемое прогрессом науки и техники) и пластичное человеческой природы .
Ориентиры будущего послекапиталистического общества бь «намыты» в русле утопического социализма XIX в, — радужных ид^ лов и коммунитарных экспериментов, с одной стороны, «крити| политической экономии» — с другой.
Доктринальные основания образов «естественного порядка» 6j жуазной политической экономии и «совершенного строя» социалр тических (коммунистических) проектов могут быть сопоставлен! трех главных антитезах:
разделение труда - перемена труда как форма его превращени)) «первую жизненную потребность» и средство всестороннего разЕ тия личности;
«невидимая рука» рынка и конкурентной анархии — сознател ная планомерная организация общественного производства;
распределение доходов по факторам производства — распреде/ ние «каждому по его труду», а затем и «каждому по потребностям»
Идея перемены труда была унаследована марксизмом от пол> зумного фантазера Шарля Фурье и практичного фабриканта-фила тропа Роберта Оуэна; идея планомерной ассоциации трудящихся принцип распределения по трудовым заслугам — от Клода Анри руа де Сен-Симона (о «гении и энциклопедическом уме» которс Маркс, по свидетельству Энгельса, отзывался «исключительно с вс торгом») и его учеников, которые ввели само слово «социализм».
Фурье и Оуэн предполагали идеальный строй в виде относите но небольших хозяйственных общин, преодолевающих протипог ложность между городом и деревней, но преимущественно сельск хозяйственных.
Воспитание и обучение новых поколений долж! было подготовить их к трудовым «сеансам» (Фурье), обеспечивав щим привлекательность труда в его разнообразии. Из фурьеризма оуэнизма возникли общеевропейская практика детских садов и мар систская концепция политехнической школы11. Убеждение, что «ка дый ребенок с 9-летнего возраста должен часть времени быть заьПо мнению А. Маршалла, «социалисты решительно отстаивали тез о совершенстве природы человека».
11 Англичанина-квакера Джона Беллерса (1654—1725), автора проек «колледжа промышленности» для воспитания многосторонних — а не «ч(( тичных» мануфактурного типа — работников, Маркс в «Капитале» наэн «истинным феноменом в истории политической экономии» (Маркс К ,! гельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С 454).
412
|шм производительным трудом, сочетаемым с умственным образо-]вплием и гимнастикой», было закреплено в формуле I Интернационала (Базельский Конгресс, 1865) о праве каждого ребенка на «интегральное образование, которое даст ему возможность стать одновременно работником умственного и физического труда». Интегральное, ' политехническое образование и разнообразие труда были, очевидно, I дли Маркса и Энгельса предпосылками в утопии превращения труда ) ь «наслаждение», в «первую потребность жизни».
Но марксизм - вслед за сен-симонизмом - представлял коммуни-| стический труд централизованным, ассоциированным в крупных масштабах, созданных машинным производством. Сен-Симон наряду с | установлением трехпалатного парламента (палаты изобретений, обра-, шиания и исполнения — последняя исключительно из богатейших промышленников) проповедовал связующую роль банков в объединении | «промышленности всех родов» для достижения цели общенародного интереса. Эту идею после смерти учителя развили в 1828—1829 гг. его последователи. Они выдвинули идею общей банковской системы с [трехуровневой иерархией (центральный, территориальные и специа-' ли мрованные отраслевые банки) для согласования потребностей производства и потребления и решения основных задач научно-промышленного общества: «точной классификации работников», «разумного pitc пределе ни я орудий производства», «правильной оценки сделанного», «справедливого вознаграждения труда»12.
В годы наивысшего расцвета сен-симонистской школы (начало IK30-X годов) к ней примыкал Эмиль Перейра, который спустя 20 лет [реализовал идею удешевленного общественного промышленного Кредита с массовым распространением мелких акций среди населении, создав вместе со своим братом Исааком банк «Креди Мобилье» (I N52).
Маркс заметил, что братья Перейра внесли «кредитные и банковские грезы» сен-симонистов в практику акционерного дела. Сам Ммркс считал, что в банковской системе дана форма общественного счетоводства и распределения средств производства в общественном мисштабе; кредит и акционерные общества — переходный пункт к превращению капитала в собственность ассоциированных произво-ни гелей, «упразднение капиталистической частной собственности на понове самой капиталистической системы»13 и средство к постепен-лу развитию в национальном масштабе кооперативных фабрик, юр,ые уже являются прообразом к «положительному упразднению стной собственности» при социализме.12 Изложение учения Сен-Симона. М., 1961. С. 292.
13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. II. С. 479, 480.
413
В свою очередь Энгельс солидаризовался с формулой Сен-Сия на о том, что политическое управление людьми должно превратит! в «руководство процессами производства», трактуя ее как «мысль! отмене государства». Государство, по Марксу и Энгельсу, — продув частной собственности на средства производства и разделения o6t ства на классы, выражение классовой воли господствующих класс Оно будет постепенно отмирать после обобществления собствен сти революционной диктатурой пролетариата — государством пе ходного периода превращения капиталистического общества н к< мунистическое.
Однако еще при жизни Энгельса партийные лидеры германи социал-демократии — А. Бебель, К. Каутский и др. - стали шир> использовать понятие «Zukunftsstaat» («государство будущего») политическую цель социал-демократов, реализация которой поз| лит осуществить необходимые экономические пpeoбpaзoвa^ В брошюре «На другой день после социалистической революц| (1902) Карл Каутский высказал мнения, что в пролетарском Zukun staat'e найдут завершение тенденции к горизонтальной конценН ции фабричного производства (экономия на масштабах) и к rocyd ственному попечению о науке, все более и более превращающейс| бесхлебное ремесло, которым нельзя добывать себе средства к ни, которому могут посвящать себя только лица, получающие за содержание у государства».
Но при главенстве государственного! зяйства его роль будет второстепенной в торговле, где на первый i выступят потребительские товарищества и общины; в руки кол нальных учреждений перейдут производство предметов потребле и распределение их для удовлетворения местного спроса. При держке К. Каутского вышло в 1897 г. сочинение Атлантикуса (Ы доним уроженца Риги Карла Баллода (1864-1931), в 1905-19 if профессора Берлинского ун-та) «Der Zukunftsstaat», излагайте примере Германии детальные статистические расчеты рационаш организации социалистическим государством отдельных отра^ сельского хозяйства (от мелиорации до производства сахара и вс и промышленности (от железоделательной до производства рояле| при сосредоточении производства главнейших жизненных средся крупных предприятиях, где легко можно достигнуть обществен^ контроля, и сохранении частной инициативы в производстве метов роскоши, жилищном строительстве и издательском деле.(Балл од был первым из социалистов, кто выставил в качестве < ства достижения более высокой производительности труда всео? распространение разработанной американским инженером Фр
414
риком У. Тейлором системы рационализации трудовых действий и
управления предприятием (scientific management). При такой рацио-
1 ц;ишзации «достаточно» всеобщей трудовой повинности молодежи в
(течение 5—6 лет после получения среднего образования (после завер-
(пиния службы в трудовой армии — пожизненная рента), с отбором
lijuoiie 2 лет особо одаренных для овладения административными,
|мг 1ИЦИНСКИМИ, научными, художественными и педагогическими
профессиями.
Взгляды Маркса, Энгельса, Каутского и Баллода были главными Источниками представлений о плановом хозяйстве для пришедших к |л;1сти большевиков. Однако в речи на I Всероссийском съезде сове-Иов народного хозяйства (май 1918 г.) В. Ульянов-Ленин заявил, что I не шает ни одного сочинения о социалистическом обществе, «где бы f указывалось на ту конкретную практическую трудность, которая вста-Нег перед взявшим власть рабочим классом, когда он задастся зада-1чси превратить всю сумму накопленного капитализмом богатейшего ; ис юрически неизбежно-необходимо го для нас запаса культуры и зна-ний и техники — превратить все это из орудия капитализма в орудие Социализма»14.
Вождь большевиков явно лукавил, поскольку уже Э.
Бернштейн, рсиизуя Маркса, констатировал иллюзорность надежд на то, что уп-ршшение производством в крупных размерах и в соответствии с но-| цсйшими требованиями науки осуществимо руками самих рабочих. f Чем обширнее предприятие и сложнее ведение его дел, тем более труд-соблюдение принципа, «чтобы руководитель непосредственно Избирался теми, кем он руководит, и зависел от их расположения Уха»15.«Недомолвкам» Маркса относительно «высших форм труда» уде-Ui главное внммание в своей книге — первой в России, специально Ьоскященной критике «Капитала», — экономический обозреватель журнала «Вестник Европы» Л,3, Слонимский (1850—1918). «В капиталистическом производстве, по описаниям Маркса, господствует слож-Iiiui умственная работа, требующая технических и коммерческих зна-1й, большого практического искусства, находчивости и изобретатель-pciM, тогда как значение простой рабочей силы неизбежно понижаем имеете с сокращением и упрощением функций мускульного труда
и Ленин В.И. Поли. собр. соч Т. 36. С. 382.
п Бернштейн Э. Исторический материализм. СПб., 1901. С. 183. Но еще Вес выпукло проблему конкретных практических трудностей управления ВГицествленным производством в соответствии с новейшими требовани-|и науки ставил бывший партийный соратник Ульянова-Ленина А. Богда-
415
в крупной промышленности». Но это противоречит тем выводам! которым ведут Маркса «фикция кристаллизованного труда как onj делителя ценности» и «искусственное внесение элемента сурое классовой борьбы», поскольку «представители высших форм тру уже входят в состав буржуазии и тем не менее без их непосредство ного участия немыслимо существование и развитие какой бы то I было отрасли крупного промышленного производства*-16.
Еще по теме 1. Марксизм о научно планируемом обществе:
- МАРКСИЗМ О НАУЧНО ПЛАНИРУЕМОМ ОБЩЕСТВЕ
- Планируемые инвестиции в сбережения
- Глава 29. Научно-технический прогресс и научное производство
- 9. Научный, научно-технический и инновационный потенциалы.
- Глава 6. НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
- B каждой компании разрабстаи рецепт нового сухого завтрака, планируемая цена составляет $ 3 за пачку. Догчт- тим,
- Марксизм
- 1.4 Марксизм
- Глава 22 «Легальный марксизм» и ревизионизм
- ГЛАВА 22 «ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ» И РЕВИЗИОНИЗМ
- ЛЕКЦИЯ 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАРКСИЗМА
- 2.4. Марксизм о кооперативном движении и кооперативах
- ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАРКСИЗМА
- 3. ПОЛЕМИКА О ЦЕННОСТИ: КРИТИКА МАРКСИЗМА
- 3. Полемика о ценности: критика марксизма
- 23.4. Экономическое учение марксизма
- 1. ЛЕНИНИЗМ-МАРКСИЗМ БЕЗ РЕВИЗИОНИЗМА