<<
>>

Мандевиль: «Пороки частных лиц — блага для общества»

Альтернативное решение пришло с неожиданной стороны. Его автором оказался Бернард Мацдевиль (1670—1733), врач по профессии и литератор, опубликовавший сначала, в 1705 г., небольшую сатирическую брошюру, а позже развернутый памфлет, получивший известность как «Басня о пчелах, или пороки частных лиц — блага для общества»*.

Пессимизму Гоббса и Шефтсбери Мандевиль противопоставил не оптимизм, а сарказм. В «Басне...» повествовалось о жизни пчелиного улья, но, как и во всякой басне, это было иносказание об отношениях в обществе. Мандевиль показывал, что внешне благополучный пчелиный рой насквозь погряз в пороках, что в нем процветали обман, корыстолюбие и эгоизм. Каждый в стремлении заработать навязывал свои услуги, даже если в них не было никакой необходимости, не разбираясь при этом в средствах, не гнушаясь подтасовок, охотно потакая слабостям и низменным наклонностям клиентов. В конце концов пчелиный рой возроптал и обратился к Всевышнему, чтобы тот избавил их от пороков. Всевышний услышал ропот и избавил рой от грехов. Пчелы стали добродетельными, и тут произошло неожиданное:

Сравните улей с тем, что было:

Торговлю честность погубила.

Исчезла роскошь, спесь ушла,

Совсем не так идут дела.

Не стало ведь не только мота, Что тратил денежки без счета: Куда все бедняки пойдут, Кто продавал ему свой труд?

Везде теперь один ответ:

Нет сбыта и работы нет!

Все стройки прекратились разом,

У кустарей — конец заказам.

Художник, плотник, камнерез — Все без работы и без средств. (Перевод А.В. Аникина: Юность науки М.: Политиздат, 1971. С. 128.)

1 Мандепиль Б. Басня о пчелах. М.: Мысль, 1974.

45

Когда исчезли порочные наклонности, когда отпало стремление к роскоши и прекратились попытки обманывать друг друга, тогда пчелиный рой стал приходить в упадок. Мораль басни Мандевиля сводилась к тому, что сама природа современного ему общества такова, что без порока оно жить уже не в состоянии. Но в образе пчелиного улья содержалась и другая мысль, прямо противостоявшая воззрениям и Гоббса и Шефтсбери: когда грешные люди предоставлены самим себе, общество отнюдь не погибает — напротив, оно процветает.

<< | >>
Источник: B.C. Автономслз, О.И. Ананьин, С.А. Афонией. История экономических учений. 2002

Еще по теме Мандевиль: «Пороки частных лиц — блага для общества»:

  1. 27). Частные блага (private goods) — исключительные блага, являющиеся объектом соперничества (гл.11). Частные
  2. Частные и общественные блага
  3. Исключи- тельность? До Нет Объект соперничества? Да Нет Частные блага Естественные
  4. Хотя большинство изобретений делаются частными исследовательскими фир- мами и талантливыми одиночками, в обществе всегда
  5. Адам Смит: ответ Мандевилю
  6. Адам Смит: ответ Мандевилю
  7. Пример 32. Япония и страны Юго-Восточной Азии: общность фундаментальных пороков экономического развития
  8. ДАРОВЫЕ БЛАГА
  9. 2.3 Экономические блага и их классификация
  10. Объем блага
  11. ЧАСТНОЕ ПРАВО
  12. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БЛАГА
  13. Общественные блага
  14. Вопрос 62 Общественные блага: виды и особенности
  15. Общественные блага
  16. Глава 2. Экономические потребности, блага и ресурсы
  17. 17.3. Общественные блага
  18. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЛАГА