<<
>>

Локк: трудовая теория собственности

Спрос на идеологию, способную морально оправдать торгово- экономическую деятельность, снять с нее печать второсортности, затрагивал не только экономику. Это был вопрос о месте человека в обществе, о его правах и свободах, в том числе о правах в сфере хозяйственной деятельности, т.е.

прежде всего о праве собственности. В разработке этой проблемы ведущую роль сыграл крупнейший aнглийский философ Джон Локк (1632-1704).

Локк выдвинул трудовую теорию собственности. Каждый чел век, рассуждал он, наделен собственностью уже постольку, поскольку владеет и распоряжается собственным телом. Это его естественное право, данное от рождения. Но, владея своим телом, человек те самым владеет и трудом своего тела, работой своих рук. Применение же труда к продуктам природы есть не что иное, как их присвоение, так возникает собственность. Она появляется естественным путем» ее основе лежит собственный труд человека. Согласно Локку собственность - это естественное право человека. Собственность предшествует власти, первична по отношению к ней, поэтому правительство, делал вывод Локк, не вправе произвольно распоряжаться тем, ЧТ принадлежит гражданам.

Обоснование «естественности» права частной собственности был важной, необходимой, но не достаточной предпосылкой для утверждения либеральных ценностей. Оставался вопрос о том, как люди смогут распорядиться своими естественными правами. В XVII в. на это счет преобладал скорее пессимизм. Старший современник Локка - знаменитый философ Т. Гоббс исходил из предпосылки, что люди в своем поведении следуют принципу «человек человеку волк». Отсюда он делал вывод, что общество, в котором люди предоставлены сами» себе, неизбежно превратится в арену «войны всех против всех». Именно поэтому, доказывал Гоббс в своей книге «Левиафан» (1651), обществу не обойтись без мощного государства - Левиафана (от имени мифологического чудовища), способного держать в узде разрушительные человеческие страсти.

Другой известный мыслитель того времени лорд Шефтсбери возлагал надежды на моральное совершенствование человека. Он противопоставлял гармоничность природы и дисгармоничность общественной жизни, полагая, что изменить положение и преодолеть эту дисгармонию могут только добродетельные люди.

Мандевиль: «Пороки частных лиц –

блага для общества»

Альтернативное решение пришло с неожиданной стороны. Его автором оказался Бернард Мандевиль (1670-1733), врач по профессии и литератор, опубликовавший сначала, в 1705 г., небольшую сатирическую брошюру, а позже развернутый памфлет, получивший известность как «Басня о пчелах, или пороки частных лиц - блага для общества» . Пессимизму Гоббса и Шефтсбери Мандевиль противопоставил не оптимизм, а сарказм. В «Басне...» повествовалось о жизни пчелиного улья, но, как и во всякой басне, это было иносказание об отношениях в обществе. Мандевиль показывал, что внешне благополучный пчелиный рой насквозь погряз в пороках, что в нем процветали обман, корыстолюбие и эгоизм. Каждый в стремлении заработать навязывал свои услуги, даже если в них не было никакой необходимости, не разбираясь при этом в средствах, не гнушаясь подтасовок, охотно потакая слабостям и низменным наклонностям клиентов. В конце концов, пчелиный рой возроптал и обратился к Всевышнему, чтобы тот избавил их от пороков. Всевышний услышал ропот и избавил рой от грехов. Пчелы стали добродетельными, и тут произошло неожиданное:

Сравните улей с тем, что было:

Торговлю честность погубила.

Исчезла роскошь, спесь ушла,

Совсем не так идут дела.

Не стало ведь не только мота,

Что тратил денежки без счета:

Куда все бедняки пойдут,

Кто продавал ему свой труд?

Везде теперь один ответ:

Нет, сбыта и работы нет!

Все стройки прекратились разом,

У кустарей - конец заказам.

Художник, плотник, камнерез –

Все без работы и без средств.

(Перевод А.В.Аникина: Юность науки. М.: Политиздат, 1971. С, 128.)

Когда исчезли порочные наклонности, когда отпало стремление к роскоши и прекратились попытки обманывать друг друга, тогда пчелиный рой стал приходить в упадок. Мораль басни Мандевиля сводилась к тому, что сама природа современного ему общества такова, что без порока оно жить уже не в состоянии. Но в образе пчелиного улья содержалась и другая мысль, прямо противостоявшая воззрениям и Гоббса и Шефтсбери: когда грешные люди предоставлены самим себе, общество отнюдь не погибает - напротив, оно процветает.

<< | >>
Источник: B.C. Автономов. История экономических учений. 2000

Еще по теме Локк: трудовая теория собственности:

  1. Трудовая теория стоимости и теория полезности
  2. Трудовая теория
  3. 83. Теория трудового крестьянского хозяйства
  4. 3. ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ И «КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ»
  5. 3, Трудовая теория стоимости и «капиталистический пессимизм»
  6. Глава 9. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ. ВИДЫ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
  7. Трудовые ресурсы и регулирование трудовых отношений в современных условиях
  8. 4.3 Рассмотрение трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам
  9. 56. Трудовая организация и трудовой коллектив
  10. 3.2. СОБСТВЕННОСТЬ. ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
  11. 3.2 Понятие собственности. Ти-пы и формы собственности
  12. 69. Теория фиксированных курсов и нормативная теория валютного курса
  13. 21. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ
  14. ТЕОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА ДЖ.С.МИЛЛЯ. ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ ГОСУДАРСТВА. ТЕОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
  15. 1. Теория предельной полезности как теория ценообразования
  16. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления
  17. 3. Экономическая теория информации — теория поиска