<<
>>

Кардинализм и ординализм

В отличие от издержек производства, полезность блага имеет чисто субъективный характер, поэтому измерить ее не так просто, как объективные затраты капитала или труда. Между тем для того, чтобы определять меновое соотношение благ, необходимо в какой-то форме сопоставить их предельные полезности.

Основатели маржинализ-ма в большинстве случаев рассматривали полезность (и общую, и предельную) как психологическую реальность, поддающуюся непо средственному измерению. Маршалл, считая непосредственное и < мерение невозможным, утверждал, что полезности можно коспет измерять в деньгах, уплаченных за соответствующие блага. В o6oi| случаях полезности можно суммировать. Мы можем также опред! лить, насколько одно благо полезнее другого. Если полезности бл| А, В и С относятся друг к другу следующим образом: А > В > С,

180

ложно сопоставить разности между ними: А — В больше или меньше С. Такой подход получил название кардинализма, а его привер-Кснцы стали называться кардиналистами.

Оппоненты кардиналистов — первым из них был В. Парето — отрицали возможность непосредственного измерения полезности каж-Рдо1 о блага. Самое большее, на что способен, по их мнению, человек, — 'ли расположить свои предпочтения в порядке убывания. Единицу Же измерения полезности операционально определить нельзя, и сло-жгние полезностей невозможно. Такой подход - он называется ор-динализмом — возобладал в дальнейшем развитии теории предельной полезности.

Важнейшим преимуществом маржиналистской теории ценности Инд классической явился ее универсализм. Классическая теория издержек описывала происхождение ценности только свободно воспро-Ц'шодимых благ, а также была неприменима к мировой торговле. Те-Ьрия предельной полезности описывает субъективную ценность практически всех благ, в том числе даже уникальных, и тех, которые вооб-Ito не обмениваются, а остаются у своих владельцев. Более того, тео-Зпя предельной полезности не только объясняла пропорции обмена, Но и создала теоретический язык {предельный анализ), пригодный \1\и применения к другим экономическим проблемам.

<< | >>
Источник: B.C. Автономслз, О.И. Ананьин, С.А. Афонией. История экономических учений. 2002

Еще по теме Кардинализм и ординализм:

  1. Кардинализм и ординализм
  2. Полезность: воскрешение кардинализма
  3. Полезность: воскрешение кардинализма
  4. 7.1. Потребительское поведение.
  5. 3. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения
  6. 3. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения
  7. 7.2. Максимизация полезности, потребительское равновесие и спрос
  8. Определение величины ценности
  9. Потребительная стоимость и полезность
  10. Людвиг фон Мизес. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории, 2005
  11. Предисловие
  12. Введение
  13. 1. Экономическая теория и праксиология
  14. 2. Эпистемологические[4] проблемы общей теории человеческой деятельности
  15. 3. Экономическая теория и практика человеческой деятельности
  16. 4. Резюме
  17. Часть первая. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  18. I. ДЕЙСТВУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК