<<
>>

Истоки либерального реформизма: Иеремия Бентам

Наряду со «старым» либерализмом фритредеров тогда же, в середине XIX в., получил развитие «новый» либерализм - реформистская версия доктрины, возникновение которой было подготовлено предшествующей историей этого течения в британском обществе.

В среде британских либералов начала XIX в.

тон задавали так называемые философские радикалы - кружок интеллектуалов, объединившихся вокруг журнала «Вестминстерское ревью». Радикалами они были лишь в том смысле, что их реформаторские установки шли несколько дальше, чем у либералов из парламентской партии вигов. Кружок объединял видных философов, историков, правоведов, экономистов, психологов, дипломатов, политических деятелей. Это был круг общения, где формировались мировоззренческие и политические идеи, оказавшие значительное влияние на британское общественное сознание и на развитие общественных наук на Западе в целом. Среди основателей кружка был известный экономист Джеймс Милль, среди его участником - Д. Рикардо. Идейным лидер «философских радикалов» был И. Бентам.

Иеремия Бентам (1748-1832) не был экономистом, но оказал значительное влияние на развитие экономической науки . Основная сфера его интересов - моральная философия и юриспруденция, наиболее влиятельное сочинение - «Введение к принципам морали и юриспруденции» (1789).

Бентам приобрел известность в начале XIX в. прежде все активный сторонник либеральных реформ в области законодательства. Он критиковал смертную казнь, отстаивал принцип, что неотвратимость наказания важнее его жестокости, выступал за демократизацию избирательного права, в частности за предоставление голоса женщинам, допускал критические высказывания о наследственной аристократии, а в конце жизни - даже о монархии. Популярность Бентама выходила далеко за границы Англии. Так, российский император Александр I требовал от своей комиссии по разработке нового законодательства, чтобы во всех сомнительных случаях обращалась к Бентаму за советами.

Как философ-моралист Бентам следовал традициям гедонизма (от греч.

hedone - наслаждение), связывающим моральное добро с удовольствием, наслаждением. Эта традиция восходит к древнегреческому кому философу Эпикуру, а в Новое время имела немало продола лей, среди которых были Дж. Локк, французский философ К.Гельвеций, а также учитель А. Смита философ Ф. Хатчесон.

Центральное понятие этики Бентама - польза, полезность (и( Отсюда название его морально-философской доктрины - «утилитаризм». Согласно Бентаму, польза - это «свойство предмета, благодаря которому он способен приносить благодеяние, выгоду, удовольствие, добро или счастье (что в данном случае сводится к одному и тому же). «Природа, - писал он, - поставила человека под управление двух верховных властителей - страдания и удовольствия. Им одним представлено определять, что мы можем делать, и указывать, что мы с делать».

В принципе полезности Бентам не только искал объяснением тического поведения людей - он придавал ему и нормативное зЯ ние, в особенности для сферы законодательства. Согласно Бентаму, мораль в самом общем понимании - это учение об искусстве направить действия людей таким образом, чтобы производить наибольшую сумму счастья». Долг мыслителей он видел в том, чтобы доказывать, то «добродетельный поступок есть прав ильный расчет, а поступок безнравственный - расчет неправильный». При этом Бентам особенно настаивал на том, что добродетель - это не только расчет: в ней есть еще и некоторое усилие, борьба, что «человек жертвует немедленным удовольствием ввиду больших будущих».

Этика Бентама индивидуалистична. Общество, по его определению - это «фиктивное тело», и, соответственно, общественный интерес - это не что иное, как сумма интересов отдельных членов данного общества. Однако в отличие от А. Смита, который исходил из естественной гармонии интересов и верил, что следование частным эгоистическим интересам само способно обеспечить общественное благо, Бентам полагал, что гармония интересов возможна лишь как результат разумного законодательства. Вслед за Гельвецием и итальянским правоведом Беккариа основным принципом этики и законодательства Бентам считал принцип наибольшего счастья для наибольшего числа людей.

Чтобы положить этот принцип в основу законодательства, Бентам выдвинул идею «арифметики счастья» (felicific calculus).

В ее основе - своеобразная попытка ранжирования удовольствий и страданий. Так, удовольствия он оценивал по их: а) интенсивности; б) продолжительности; в) определенности/неопределенности; г) близости по времени; д) плодотворности (т.е. способности данного удовольствия производить новые); е) чистоте (несмешанности с попутными страданиями; ж) распространенности (способности доставлять удовольствие другим людям).

По мысли Бентама, подобные ранжиры могли бы прилагаться к любому законодательному проекту или решению, затрагивающему интересы членов общества. С этой целью он предлагал оценивать первичные, вторичные и производные удовольствия и страдания, доставляемые соответствующим законопроектом каждому члену общества, а затем суммировать эти оценки и подводить баланс. При невозможности непосредственно соизмерить различные характеристики удовольствий и страданий Бентам предлагал обращаться к их денежным оценкам.

Сама идея суммирования удовольствий и страданий разных людей изначально предполагала принципиальную сопоставимость таких оценок, т.е. возможность межличностного сравнения полезностей. Более того, с помощью «арифметики счастья» Бентам надеялся получить объективные оценки субъективных переживаний людей.

В своих рассуждениях Бентам предвосхитил принцип, который позже стал называться принципом предельной полезности. Так, он рассуждал, что если индивиду дать некоторую сумму денег, то это несет ему определенное количество удовольствия. Если же затем дать ему точно такую же сумму денег, то дополнительное удовольствие нее окажется меньшим, чем от первой суммы. Соответственной там считал, что одна и та же сумма денег, будучи доходу к доходу бедняка, принесет больше счастья, чем такая же сумма, добавленная к доходу богатого. Отсюда следовало, что определенное перераспределение доходов между богатыми и бедными способно увеличить суммарное количество счастья в обществе.

Утилитаризм Бентама был воспринят многими экономии прежде всего участниками кружка «философских радикалов» Дж.

Миллем и-с определенными оговорками - Дж.Ст. Миллем. Поздней утилитаризма сыграли важную роль в распространении идей маржиналистской революции (см. гл. 10).

В то же время у Бентама всегда было много оппонентов, его вызывали ожесточенные споры. Так, русский писатель В.Ф. Одоевский посвятил этой теме специальный памфлет-утопию «Город без имени» (1839), где изобразил страну Бентамию, с тем чтобы показать нежизнеспособность утилитаристской морали .

Наиболее уязвимые стороны бентамовского утилитаризма связаны с упрощенностью принимаемой им модели человеческого поведения, размытостью основных понятий (полезность, счастье, удовольствие и т.д.), отсутствием четкого разграничения позитивных и нормативных моментов. Еще одним характерным изъяном в системе Бентама был двойной стандарт в характеристике человеческого понимания - вот как эту проблему сформулировал известный философ и логик Б. Рассел: «Если каждый человек гонится за собственным удовольствием, то как мы сможем гарантировать, что законодатель б заботиться об удовольствии человечества в целом?.. Если бы ему [Бентаму] поручили составить свод законов для некоторой страны, а ходил бы при этом из того, что, как он был убежден, является интересами сами общества. Он не преследовал бы при этом свои собственные интересы или (сознательно) интересы своего класса. Но если бы он понял этот факт, но должен был бы изменить свое психологическое учение» .

В конкретных вопросах экономической политики Бентам был прогматиком. Если в своей ранней работе о ростовщичестве он с либеральных позиций требовал отмены ограничений на величину ссудного процента, то позднее, в ходе дебатов вокруг хлебных законов, высказывался за прямое административное ограничение цен на зерно. В ряду предлагавшихся им реформ были меры, предвосхищавшие идею социального страхования.

В вопросах денежной теории и политики Бентам, в противовес поавоверным рикардианцам, высказывался за активную денежную политику государства. Именно в этой области некоторые идеи Бентама заметно опередили свое время и даже предвосхитили некоторые мотивы кейнсианства.

Это касается трактовки денежной экспансии в качестве средства обеспечения полной занятости и в особенности постановки вопроса о возможности вынужденных сбережений или, в его терминологии, «.вынужденной бережливости» (forced frugality}.

Обобщением социально-экономических взглядов Бентама стала его концепция общественной политики. Он выделил четыре главные цели такой политики, ранжировав их по значимости, - обеспечение:

а) прожиточного минимума; б) безопасности; в) достатка; г) равенства. Подобное понимание целей социальной политики в сочетании с убеждением, что разумное законодательство способно гармонизировать интересы в обществе, на первых порах проявлялось лишь в общегуманитарных инициативах утилитаристов, касавшихся таких сфер, как образование или общественная гигиена.

Последовательное применение этих подходов в социально-экономической политике началось гораздо позже и знаменовало собой существенное переосмысление либеральной доктрины. Именно с тех пор слово «либерал» утратило однозначность: вплоть до сегодняшнего дня так называют и противников любого государственного вмешательства в экономику, и буржуазных реформистов, сторонников активной социальной политики государства.

<< | >>
Источник: B.C. Автономов. История экономических учений. 2000

Еще по теме Истоки либерального реформизма: Иеремия Бентам:

  1. Истоки либерального реформизма: Иеремия Бентам
  2. Раздел третий РЕФОРМИЗМ И РЕВИЗИОНИЗМ НА СЛУЖБЕ У МОНОПОЛИЙ
  3. 48. Э. Бернштейн: экономический реформизм и предпосылки социализма
  4. § 1. Исторические истоки микроэкономики
  5. Лекция 1. У ИСТОКОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  6. 2. Попытки либеральных объяснений
  7. Либерально-реформистская модель
  8. 9.1. Либерально-реформистская модель регулируемого капитализма. США
  9. 17.1. Неравенство распределения доходов в либеральной рыночной экономике
  10. 1.1 Истоки
  11. Пример Разрушительная неадекватность либеральных рецептов
  12. ЛИБЕРАЛЬНАЯ ХАРТИЯ
  13. Либеральная модель
  14. Имитация либеральной доктрины
  15. 76. Идеи либерального народничества (80-90-е гг. XIX в.)
  16. Тема №13:Либерально-реформистская система регу-лируемого капитализма США.