<<
>>

1. Эволюционный принцип в истории экономической науки

Эволюционные идеи стали проникать в исследования об обще-i те в XVIII в. в связи с утверждением естественнонаучного миро-тнзрения, подорвавшего идею божественного создания и механис-шческую картину мира.

И хотя ньютоновская механика сохраняла i ное влияние на умы людей, Б. Мандевиль, А. Смит, а позднее Т. Маль-ivt высказали идеи, которые сегодня, хотя и с некоторыми оговорками, можно отнести к эволюционному подходу. Прежде всего речь идет о признании спонтанного характера социально-экономического порядка и неинтенационности результатов действий отдельных людей. Мандевиль рассматривал проблему установления порядка через призму этики и указывал на то, что пороки отдельных людей могут спо-юбствовать общественной пользе, а порядок может родиться из |м (розненных и неупорядоченных действий людей. Близкую Манде -иилю точку зрения высказывал Смит. Для него — и это особенно ин-К'ресно с точки зрения современного понимания эволюционного принципа — разнообразие и специализация не только не были чем-in, препятствующим порядку, но и составляли его часть.

623

Считается, что именно Смит и шотландская школа в целом дглИ Дарвину идею упорядоченного взаимодействия и регулярности, пс рожденных хаотическим взаимодействием и возникающих спонтанно, без направляющей силы, идею, которая сыграла важную роль и формировании теории эволюции1. Более того, некоторые исследователи не без основания полагают, что в своих амбициозных научных устремлениях Дарвин опирался на идеи либеральной социальной фи лософии, которые разделяли представители образованного класс,! викторианской Англии и которые он применил при исследовании природных процессов2.

Важным источником эволюционных представлений в обществен ных науках были взгляды Т, Мальтуса. Он привнес идею естественно го отбора и связал последний с борьбой за ограниченные ресурсы Мальтус был первым, кто не только обратил внимание на борьбу как на необходимую составляющую процесса развития, — он писал, что без борьбы, поражений и даже смерти невозможно развитие популя ции, но и указывал на динамическую роль разнообразия.

Уже в время подобная позиция повлекла за собой серьезные общественнс политические последствия. В данном случае мы имеем в виду не ши! рокий общественный резонанс, который имела теория народонасе-' ления Мальтуса, а критику им популярных в то время утопических идей как противоречащих представлению об эволюционном характере общественного развития3.

Эволюционный подход не только противостоял утопизму, но и подрывал идею Бога, что и определило революционное значение дар виновской теории для общества и науки XIX в. Если теория социально-экономической динамики Мальтуса еще отводила Богу заметн<| место — во всяком случае, Мальтус пытался примирить борьбу за вь живание с существованием Бога, то привнесение эволюционных ил в биологию привело к тому, что оказалась подорванной, хотя и до cj| пор не полностью отброшенной, идея создания.

В 1859 г. в работе «Происхождение видов путем естественного* бора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за сущее

1 Разумеется, у Дарвина были предшественники не только из облает! которую сегодня мы можем отнести к общественным наукам. Еще в кон^ XVIII в. целый ряд представителей натурфилософии, среди которых MOXCJ назвать Д. Хаттона, П. де Лапласа, деда Чарльза Дарвина зоолога Эразма Да| вина, Г. Спенсера, высказывали идеи эволюционного развития применител] но к различным явлениям физического мира.

2 Witt U. A «Darwinian Revolution» in Economics? //Journal of Institution and Theoretical Economics. 1996. № 4. P. 707.

1 Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. СПб., 1868,

624

нование» Ч. Дарвин предложил эволюционную теорию, которая в современных терминах может быть представлена как «экономическая модель конкуренции за ограниченные ресурсы, в которой отбор осуществляется на индивидуальном уровне»4. Согласно этой теории, основу эволюции составляют процессы изменчивости (в популяции но шикают индивидуальные различия), наследственности (существует корреляция между родителями и детьми), отбора (некоторые инди-нидуальные формы оказываются успешнее других в борьбе за ограниченные ресурсы и потому лучше выживают и оставляют больше потомства/.

Несмотря на созвучность идей Дарвина представлениям видных жономистовтого времени и даже их взаимное влияние, эволюционная теория Дарвина не оказала существенного влияния на развитие жономической мысли; более того, во второй половине XIX в.

эво-поционные идеи стали исчезать из экономических исследований. В жономической науке восторжествовал ньютоновский подход в его наиболее упрощенной трактовке, предложенной Джевонсом и получивший свое воплощение в теории равновесия. Это обстоятельство побудило Т. Веблена в 1898 г. поставить вопрос: «Почему экономика не является эволюционной наукой?»6, и даже попытаться исправить чту ситуацию, обратившись к рассмотрению институциональной стороны экономических процессов7.

Большую роль в утверждении в экономической науке механистического подхода сыграла философия утилитаризма. В значительной иепени благодаря И. Бентаму возникла и оформилась идея исчисления полезности. И по мере того, как маржиналистские представления завоевывали позиции в экономической науке, последняя утра-чниала интерес к проблемам развития, сосредоточиваясь на индивидуальной оптимизации и проблеме равновесия. Равновесие понималось экономистами как в определенном смысле совершенное состояние, при котором индивидуальные планы были согласованы, a no-

Foster J. Biology and Economics // The Elgar Companion to Institutional nnd Evolutionary Economics. Aldershot: Edward Elgar, L994. P. 23.

s Эта теория отличалась от господствовавшей в то время так называемой фапсформационной концепции эволюции Ламарка, согласно которой изменения, приобретенные организмом в процессе жизни, передаются потом-' пну; это означало, что вид и целом эволюционирует в соответствии с теми и (менениями, которые возникают у каждого его члена в процессе пзаимо-дшетвия с внешней средой.

fl Veblen Т. Why is Economics not an Evolutionary Science// Quarterly Journal <И' Economics. !S9S. July.

7 Veblen T. The Theory of the Leisure: An Economic Study of the Evolution of Iiisiitutions. N.Y., 1899. Русский перевод: М.: Прогресс, 1984.

625

лезности достигали максимума. В этом случае естественнонаучную аналогию для экономической теории приходилось искать уже не п биологии с ее теорией эволюции, а в механике, точнее, в теории гравитации, которая рассматривает точку притяжения (равновесия) как точку нулевой свободной энергии (т.е.

отсутствия движения).

Подобной тенденции в определенном смысле противостояла теория Маркса, которая усвоила многие идеи классической политэко^ номии, в том числе и ее нацеленность на проблематику развития. Однако тот факт, что Маркс рассматривал теорию Дарвина как «естественнонаучный базис для классовой борьбы в истории» и, следовательно, связывал эволюционный принцип с идеологией, негативным образом сказался на популярности эволюционной идеи в экономической науке. В противовес идеологически ориентированной марксистской политэкономии чистая экономическая теория отказалась от рассмотрения экономических процессов в их историческом развитии в пользу равновесного анализа; это направление анализа окончательно утвердилось уже в XX в. и достигло наивысшего уровня в работах П. Самуэльсона, К. Эрроу и других классиков современной теории равновесия (см. гл. 13). Более того, уже в наше время в рамках так называемого экономического империализма (см. гл. 40) были даже предприняты попытки распространить экономическое моделирования на некоторые близкие биологии дисциплины8.

Между тем у основоположников современной экономической теории мы находим свидетельства признания важности эволюционного принципа. Так, Маршалл считал, что экономическая наука в широком смысле родственна скорее биологии, чем физике или даже химии . Более того, некоторые его рассуждения напрямую связаны с новейшими для того времени положениями биологии и эволюционной теории. Так, в книге IV «Принципов,..» Маршалл анализировал воздействие внешней среды на организацию производства, говорил о роли конкуренции и сотрудничества в развитии экономики. Последнее заставляет вспомнить П. Кропоткина, который писал, что в эволюции живой природы и общества взаимопомощь и индивидуальная инициатива играет большую роль, чем конкуренция и борьба за выживание10. Маршалл затронул и очень важную с точки зрения] теории эволюции проблему непрерывности изменений, времени и его!

См.,например: Tullock G. Biological Applications of Economics// New" Palgrave. Vol.

I. L., 1987.

0 Маршалл А. Принципы политической экономии. Т.З. М.,1984. С. 211-212.

10 Кропоткин П. Взаимная помощь как фактор эволюции. СПб., 1907.

626

I

необратимости и в этой связи признал условность и ограниченность предложенного им метода разграничения коротких и длинных периодов. Идея непрерывности и постепенности изменений отражала влияние эволюционного подхода, и она проявилась в его представлении о предпринимательской функции как о способности к бизнесу. Эта функция, суть которой сводится к поиску новых комбинаций существующих методов производства, ассоциировалась у Маршалла с фирмой. При такой трактовке естественный отбор лучших фирм — это «отбор лучших менеджеров, способных задействовать обширное знание, уже накопленное фирмой»".

Более определенно эволюционный подход отстаивали представители другой ветви маржинализма - австрийской школы, хотя изначально они обращались к нему главным образом в тех областях, которые были вне собственно экономической теории. Так, К. Мен-гер использовал эволюционный подход при анализе социальных институтов. Центральным моментом при этом была идея спонтанного порядка, суть которой сводится к тому, что институты, которые выполняют определенные функции как часть целого социального организма, не являются созданными для этих целей. «Они предстают перед нами как естественный продукт (в некотором смысле), как непреднамеренный результат исторического развития»'2. К подобным институтам он относил язык, закон, религию, государство, рынок, деньги. И наиболее важной задачей социальной науки Менгер считал объяснение того, каким образом без направляющей воли могли позникнуть институты, эффективно функционирующие на благо всего общества и позволяющие людям достигать свои цели. Идею спонтанности институтов, дополненную принципом культурной эволюции, уже в наше время отстаивали и разрабатывали Ф. Хайек и другие представители неоавстрийской школы13. Для них эта идея стала важнейшим философским аргументом против конструктивизма как социальной философии и социализма как ее практического воплощения (см.

гл. 35). Им же была высказана мысль, что сам рынок -это институт, который развивается во взаимодействии с процессом конкуренции: рынок является внешним по отношению к действую-

11 Langlois R., Everett M. What is Evolutionary Economics? //Evolutionary and Neo-Schumpeterian Approach to Economics. Boston et c.: Kluwer Acad. Pub]., 1993. P. 16.

l2MengerC. Problemsof Economics and Sociology. Urbana: Univ. of Illinois Press, 1963. P. 130.

11 См., например: Хайек Ф. Фатальное самомнение. М.: Новости, 1992; Hiiyek F. The Constituion of Liberty. Chicago, 1960; Hayek F. Law, Legislation, and Liberty. Vol. 1. Chicago, 1973.

627

щим экономическим субъектам и в то же время он сам оказывается продуктом их взаимодействия.

Большое значение с точки зрения распространения эволюцион ных идей в экономике имели работы Й. Шумпетера. В «Теории экономического развития» (1926), а затем в «Экономических циклах» (1939) он обратился к эндогенным изменениям как характерной черте капиталистической экономики, признал важность процессов во > никнонения, изменения и исчезновения социальных институтов, на конец, сделал акцент на процессе появления нового в широком смыс ле как на неотъемлемой черте капиталистической экономики.

В 1937 г. в предисловии к японскому изданию «Теории экономи ческого развития» Шумпетер писал, что цель его исследования со стоит втом, чтобы «найти ответ на вопрос: как экономическая систс ма производит ту силу, которая беспрестанно ее изменяет?»14. Пред метом экономической теории развития он считал «изменения, кото рые происходят не непрерывно, выходят за пределы обычных рамок меняют привычный ход и не могут быть поняты с точки зрения «кр> гооборота», хотя они носят чисто экономический — «внутрисистем ный» - характер...»14.

«Центральным для шумпетерианского видения капиталистической экономики было понятие динамики рыночного процесса. Шум петер рассматривал рынок как нечто большее, нежели сигнальное ус тройство для размещения ограниченных ресурсов, которое служи! цели гарантировать состояние равновесия. Скорее рынок — это сфера радикальных изменений, которая заставляет фирмы и индивидон осуществлять нововведения, а экономику расти и структурно изменяться. Шумпетерианская конкуренция - это созидательное разру шение, в котором фирмы растут, выживают или умирают. Фирмы способные осуществлять нововведения и адаптироваться, растут или выживают, а другие оттесняются и устраняются. Таким образо| стремление к сверхприбыли проверяется в конкурентном окружет которое одновременно представляет собой бесконечный процесс! менений и преобразований»16, И в этом процессе адаптации ключ вой фигурой становится предприниматель. Движимый стремлений получить сверхприбыль — пока процесс конкуренции и адаптации J лишил его преимущественного обладания новым — предпринимате Шумпетера конкурирует не только в области цен, но главным обр

Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. С.:

"Там же. С 152.

16 Magnusson L. The Neo-Schumpeterian Evolutionary Approach to Econl mics — An introduction// Evolutionary and Neo-Schumpetenan Approach \ Economics. Boston etc.: Kluwer Acad. Publ., 1993. P. 3.

Б28

зом в области новых продуктов и технологий. Шумпетер представляет развитие экономики как преодоление новаторами-предпринимателями сковывающих рамок сложившихся правил и норм.

Следует подчеркнуть, что процесс изменений, который'привлекал внимание Шумпетера, нельзя относить к плавным и постепенным, подобные изменения он воспринимал лишь как фон для изменений существенных, которые осуществляются скачками. Но сам по себе этот факт нельзя рассматривать как свидетельство отхода от идеи эволюционности, поскольку последняя не исключает скачкообразных изменений. Так, еще в 1894 г. английский биолог У. Бейтсон высказал гипотезу о существовании непрерывной и прерывистой измен7 чивости, гипотезу, которая неявно уже содержалась у Маршалла в его концепции равновесия различного порядка, изложенной в книге V «Принципов...».

Позиция Шумпетера имела важное методологическое следствие, и именно она позволила в какой-то степени примирить равновесный подход и теорию развития: равновесный принцип сохраняет силу, пока в системе не происходят существенные инновации. С точки зрения равновесного подхода наличие последних означает переход на новый уровень равновесия. В результате экономическое развитие можно представить как последовательную смену равновесных состо-нпий, или так называемое пунктирное равновесие. Именно этот подход нашел отражение в теории циклов Шумпетера.

Несмотря на многочисленные обращения к идее эволюции и заманчивые аналитические перспективы, которые она открывала, до последнего времени эволюционный подход не оформился в самостоятельное направление экономической науки, а эволюционные идеи [ оставались вне mainstream economics.

Проблема заключается не только в том, что ученые {по выражению П. Фейерабенда), подобно жрецам, ревностно охраняют свои заблуждения и, добавим, усвоенные приемы и инструментарий, в том числе математические модели, изменение стереотипов научного мышления - процесс долгий и трудный (предполагающий, например, изменения в системе обучения), но и в том, что недостаточно ясна перспектива практического применения эволюционного подхода, что к наш век прагматизма является серьезным недостатком.

Но в настоящее время для эволюционной экономики складыва-С1ся благоприятная ситуация. Не только внутренняя неудовлетворенность экономистов узостью экономической ортодоксии, но и неко-юрые события реальной жизни способствуют повышению интереса К эволюционной экономике и эволюционному подходу в целом. Речь

629

идет прежде всего о влиянии на экономическую науку проблем, торые возникли в связи с трансформационными процессами в пос социалистических странах, и того, какие аналитические и практик ские достижения в этой ситуации она продемонстрировала. Сегоди более или менее очевидно, что теоретические положения и практ|| ческие рекомендации, известные как Вашингтонский консенсус1 могут считаться адекватными масштабам и сложности проблем п\ реходной экономики. В последнее время вместе среди критикок ¦ называемой трансформационной ортодоксии все громче звучат лоса тех, кто рассматривает пробелы ортодоксальной теории, npd ведшие к неверным политическим действиям, не просто как техщ) ческие ошибки, а как следствие методологических принципов, ус in енных большинством экономистов. И в этом контексте эволюцио|| ная экономика имеет хорошие перспективы18.

<< | >>
Источник: B.C. Автономслз, О.И. Ананьин, С.А. Афонией. История экономических учений. 2002

Еще по теме 1. Эволюционный принцип в истории экономической науки:

  1. 1. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРИНЦИП В ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
  2. Раздел V ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
  3. § 3. История экономической науки
  4. 5.6. Метод экономической науки: теория и история
  5. 48. Предмет, метод и проблематика «Принципов экономической науки» А. Маршалла
  6. Один из Десяти принципов экономической науки гласит, что правительстве иногда имеет
  7. Однако эволюционная и молекулярная биология — раз- ные области науки, каждая из которых рассматривает специфические
  8. 25. Ж.-Б. Сэй вошел в историю экономической науки как автор факторнойтеории стоимости. Каковы основные положения этой теории?
  9. 2. СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРИМЕНЕНИЮ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРИНЦИПА В ЭКОНОМИКЕ
  10. 2. Современный подход к применению эволюционного принципа в экономике
  11. Методология науки и курса истории мировой экономики
  12. Прежде чем прокомментировать сделанный вывод, отметим, что «отправка» клас- сической теории в раздел истории науки не