5. Теоретическая система Фомы Аквинского
Фома Аквинский (Аквинат) (1332-1406). Этот итальянский монах считается наиболее заметной фигурой школы канонистов на позднем этапе ее развития. Его воззрения в области социально-экономического устройства общества существенно различаются с положениями основателя канонизма.
При этом на первый взгляд Аквинат опирается на те же принципы религиозно-этического свойства, на основе которых школа на протяжении ряда столетий трактовала «правила» хозяйственной жизни, установления «справедливых цен» и достижения эквивалентного и пропорционального обмена.Ф. Аквинский, учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства в условиях более дифференцированного, чем прежде, сословного деления общества. В частности, в работе «Сумма теологии» он оперирует уже не единичными, а массовыми проявлениями признаков утверждающих себя изо дня в день масштабных товарно-денежных отношений в возросших числом и своим могуществом городах. В отличие от ранних канонистов прогрессирующий рост городского ремесленного производства, крупных торговых и ростовщических операций Ф. Аквинский не характеризует как исключительно греховные явления и не требует их запрещения.
Ф. Аквинский проводит различие между займом денег и наймом земли. Плата процентов за денежную ссуду осуждается, она незаконна, плата за аренду земли – приемлема и справедлива.
Последователи Ф. Аквинского – средневековые схоласты – опирались не на опыт, практику, а на авторитет источников, каковыми являлись писания отцов церкви, труды Аристотеля. В качестве аргументов привлекались цитаты, систематизация и истолкование понятий, методы формальной логики. Положительным в наследии представителей этой школы является стремление представить не разрозненные понятия, а систему категорий, хотя и не связанных органично с действительностью.
Автор трактата «Суммы теологии» почти полностью соглашается с ранними канонистами. Однако если они придерживались принципа неоспоримой авторитарности текстов священного писания и трудов церковных теоретиков , а также метода морально-этического обоснования сути экономических категорий и явлений, то Ф. Аквинский наряду с названными «инструментами» исследования активно использует принцип двойственности оценок, позволяющий средствами софистики диаметрально изменить сущность первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории.
Еще по теме 5. Теоретическая система Фомы Аквинского:
- 6. Фома Аквинский о «справедливой» цене и богатстве.
- 1. Теоретические подходы к трактовке экономической системы
- Тема 2. Теоретические основы налогообложения
- РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
- Тема 12. Теоретические основы региональной экономики
- Тема 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
- Теоретические подходы
- Глава 33 Монетаризм: теоретические основы, выводы и рекомендации
- ГЛАВА 33 МОНЕТАРИЗМ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
- 39. Теоретические основы бюджетного регулирования экономики
- Теоретические аспекты макроэкономики
- ЧАСТЬ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЯВЛЕНИЙ
- Раздел I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
- 9. Теоретические разработки экономистов России
- Теоретические подходы к бюджету
- 2. ЭКОНОМИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ
- 9.4. Теоретические подходы к денежно-кредитной политике
- 63. Теоретические идеи и концепции ортодоксального кейнсианства
- 1.3. Основные теоретические концепции макроэкономического мира
- Теоретические подходы к денежно-кредитной политике