<<
>>

4. Особенности экономической мысли в эпоху средневековья

Существенной особенностью идеологии средневековья является ее богословский характер. Экономическим доктринам присущи многообразные хитросплетения схоластических суждений, причудливые нормы религиозно – этического и авторитарного характера, с помощью которых предполагалось не допустить утверждения рыночных экономических отношений и демократических принципов общественного устройства.

Средневековый тип натурально–хозяйственных отношений (феодализм) зародился в III-VIII вв. на Востоке и в V-XI вв.

– в Европе. Вся политическая власть и экономическое могущество было достоянием светских и церковных феодалов, которые явно и неявно осуждали тенденции расширения масштабов товарности экономики и ростовщичества.

Самым значимым представителем средневековой экономической мысли на Востоке был идеолог арабских государств Ибн–Хальдун (1332-1406) , а в Европе – Фома Аквинский (1225-1274) .

Веру в незыблемость сословной дифференциации общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество одним людям перед другими». а также в существовании бартерной торговли на всех этапах эволюции общества от прошлого к цивилизации Ибн–Хальдун выдвинул в своей концепции «Социальной физики» , которая содержит поучительный идеи и историко–экономические обобщения: возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жадности, понимание изменений в сферах экономики, благодаря которым появились новые занятия в ремесленном производстве и торговле. Переход к цивилизации и избыточному производству материальных благ позволит приумножить национальное богатство, каждый человек приобретет большой достаток, но при этом никогда не наступит социальное и имущественное равенство и никогда не исчезнет деление общества на слои и сословия.

Итальянский епископ Фома Аквинский – автор сочинения «Сумма теологии» , суммировавшего канонические взгляды католической церкви. В его работе главной задачей являлось определение «справедливой» цены, которая должна отвечать двум требованиям:

1) обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством труда и издержек;

2) обеспечивать участникам обмена пропитание по их социальному статусу.

Епископ признает справедливым получение надбавки к первоначальной цене и прибытка, возникающего благодаря участию в создании продукта сил природы. Получение владельцем земли рентного дохода позволяет ему заниматься умственным трудом в интересах общества, для спасения остальных. Тот, кому предназначено заниматься физическим трудом, обязан трудиться.

<< | >>
Источник: Костакова Татьяна Александровна. Шпаргалка по истории экономических учений. 2008

Еще по теме 4. Особенности экономической мысли в эпоху средневековья:

  1. Лекция 3. Экономическое развитие в эпоху средневековья
  2. Лекция 3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  3. Тема 3. Экономическое развитие в эпоху средневековья
  4. 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  5. 4. НАЦИОНАЛЬНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ И ПРОЧИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  6. 2. Особенности экономической мысли античного общества
  7. Лекция 5. Особенности экономического развития европейских стран в эпоху первоначального накопления капитала и мануфактурного производства
  8. Лекция 5. Особенности экономического развития европейских стран в эпоху первоначального накопления капитала и мануфактурного производства
  9. 1. Зарождение и особенности развития экономической мысли Древнего Востока
  10. Тема 5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ
  11. 49. Особенности развития экономической мысли в России (во второй половине XIX – начале XX в.).
  12. Тема 5. Особенности экономического развития европейских стран в эпоху первоначального накопления капитала и мануфактурного производства
  13. Тема 5. Особенности экономического развития европейских стран в эпоху первоначального накопления капитала и мануфактурного производства
  14. Экономическая мысль средневековья
  15. 2. Экономическая мысль средневековья
  16. Тема 3. Экономическое развитие в эпоху средневе-ковья
  17. 22.3. Экономическая мысль Средневековья
  18. 3.4. Экономический быт и хозяйственная культура средневековья