<<
>>

6. Фома Аквинский о «справедливой» цене и богатстве.

Итальянский епископ Фома Аквинский (1225–1274) – автор обширного сочинения по теологии, суммировавшего канонические взгляды католической церкви. Определенное место в этих канонах занимают экономические воззрения, опирающиеся прежде всего на труды Аристотеля.

В период средневековья шли споры о том, какую цену следует считать «справедливой».

По утверждению Фомы Аквинского, «справедливая» цена должна отвечать двум требованиям.

Во-первых, она призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством «труда и издержек». Во-вторых, «справедливой» является цена, обеспечивающая участникам обмена «пропитание» по их социальному статусу. Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, другой – церковнослужителю, третий – феодалу.

В цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку товаров, а также страховка на случай возможных утрат товара.

Каноник признает справедливым получение надбавки к первоначальной цене и прибытка, возникающего в результате участия в создании продукта сил природы. Люди неодинаковы по своему положению и характеру занятий. Получение владельцем земли рентного дохода позволяет ему заниматься умственным трудом в интересах общества, во имя «спасения остальных». Тот, кому предназначено заниматься физическим трудом, обязан трудиться.

Фома Аквинский осуждал ростовщичество. Взимание процента он сравнивал с продажей того, чего не существует в природе. Но денежные займы на содержание наемной армии, государственные нужды допустимы. В этом случае взимание процента – компенсация за риск потери денежной ссуды.

Деньги возникают в результате договоренности, для удобства обмена. Создаются деньги по указанию королевской власти; она чеканит монету и обозначает ее ценность. Фома Аквинский выступает против «порчи» денег, рекомендует копить и хранить денежный запас. Каноник – сторонник частной собственности, ее умножения и защиты.

Канонические рецепты и предписания определяют этику поведения (это – «греховно», а это – «угодно Богу»). Они соответствуют сословной иерархии, интересам церковной и королевской власти.

Литература

Античный способ производства в источниках. – Л.: 1933.

Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 4-е изд. – М.: Политиздат, 1985.

Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл. 3.

Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Владос, 1997 – Лекция 4.

<< | >>
Источник: С.А.Бартенев. История экономических учений в вопросах и ответах. 1998

Еще по теме 6. Фома Аквинский о «справедливой» цене и богатстве.:

  1. 11. По мнению меркантилистов, положительный торговый баланс способствует умножению богатства нации. Насколько справедливо данное утверждение?
  2. 5. Теоретическая система Фомы Аквинского
  3. Вопрос 16Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене.
  4. Концепции социальной справедливости
  5. ТАЙНАЯ УСТУПКА В ЦЕНЕ
  6. 2.1. Принцип справедливости
  7. Принципы социальной справедливости
  8. 54. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ
  9. Справедливая цена
  10. 6. Эластичность предложения по цене
  11. Эффективность и справедливость
  12. 5. Социальная справедливость
  13. 4.3 Перекрестная эластичность спроса по цене