<<
>>

18.1. Рождение государства

Специалисты считают, что отсчет японской цивилизации начинается с III в., когда был заложен фундамент первого японского государства. Это значительно позднее, чем начало цивилизации в Китае, Египте, Индии.

В III—V вв. здесь сложилась племенная федерация Ямато. Внутренняя политика царей Ямато была направлена на объединение страны. В 604 г. принц Сётоку-тайси сделал попытку упорядочить внутреннюю структуру, создав «Закон из 17 статей», содержавший принципы существования и управления Японского государства. Это прежде всего принцип жесткой иерархии и абсолютного суверенитета правителя. Принципы эти были заимствованы из китайской модели развития, но японское общество, сформировавшееся значительно позже китайского, не готово было их воспринять. Страна раздиралась междоусобицами, завершавшимися переворотами.

Переворот Тайка

В 645 г. переворот Тайка открыл полувековой период Великих перемен, в результате которых царство Ямато превратилось в сильное централизованное государство. Коренным образом были реформированы не только административные отношения, но и отношения в сельском хозяйстве. В соответствии с китайской моделью была введена универсальная система налогообложения. Отменялось частное землевладение, все земли были переданы в ведение правителя.

Только правителю принадлежало право распределения земель, что значительно усилило центральную власть — власть царского дома и связанных с ним кланов.

Был создан закон о земельных наделах — хандэн, в соответствии с которым крестьяне получили земельные наделы, но одновременно власти ввели многочисленные налоги и повинности: поземельный, подворный, натуральный налоги, воинскую повинность, выплату высоких процентов за взятый взаймы рис. Некоторые из налогов взимались продуктами сельского хозяйства. Особенно тяжелым было бремя различных отработок. По законам Тайхорё, которым в 701 г.

были дополнены реформы Тайка, барщина составляла 60 дней в году, но фактически крестьяне работали на землях царской семьи и князей значительно больше.

После уплаты налогов и выполнения трудовой повинности у крестьян нередко не оставалось ни продовольствия, ни семян. Они должны были брать рис взаймы, причем только из государственных амбаров и под высокие проценты, доходившие до 50%, а иногда до 100%. Чтобы расплатиться с долгами, крестьяне были вынуждены закладывать свои земельные наделы или продавать детей.

Все население по реформам Тайка делилось на полноправных — рёмин и неполноправных — сэммин. И хотя платившие налоги крестьяне были отнесены к полноправным гражданам, все они по существу находились на положении рабов. В реформе 645 г. должностные земельные наделы имели чиновники, и размеры этих наделов зависели от ранга и должности чиновника. В пожизненное пользование получала земельные наделы знать, приближенная к царскому дому. Иногда она получала также право передачи этих земель по наследству на протяжении трех поколений.

В период раннего Средневековья в Японии существовало рабство. Закон предусматривал предоставление рабам 1/3 крестьянского надела. Следует отметить, что по реформам Тайка был повышен статус неполноправных, превратившихся в полноправных. Более того, образованные потомки выходцев из Китая и Кореи стали чиновниками.

Реформы Тайка и кодекс Тайхорё явились основой японской экономической, социальной и политической структуры. Это был период укрепления государственной собственности на землю.

<< | >>
Источник: Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова. История мировой экономики. 2002

Еще по теме 18.1. Рождение государства:

  1. 3.2. Рождение новых идей и принципов
  2. Субсидия иностранного государства (союза иностранных государства)
  3. Экономическое развитие античных государств
  4. ДОХОД ГОСУДАРСТВА
  5. Государство
  6. ГОСУДАРСТВО
  7. Позиции государства
  8. Роль государства
  9. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
  10. Роль государства
  11. Роль государств
  12. Валютная монополия государства
  13. ГОСУДАРСТВО
  14. ГОСУДАРСТВО-РАНТЬЕ
  15. XXVII. ГОСУДАРСТВО И РЫНОК