<<
>>

Централизованно-плановый экономический порядок

Коммунистическая доктрина отрицает частную собственность. Государственная собственность в этой идеологии выступает как основа экономических отношений в обществе. Распределение ресурсов и конечных благ осуществляется правящей элитой в централизованном порядке.
Коммунистическая доктрина обещала всеобщее изобилие в обмен за отказ от прав собственности. Поставщиком обещаний выступала правящая элита, их потребителем – население страны. Нереалистичный, фантомный характер такой модели власть-народ, которая не отражает обычаев и традиций человеческого общежития, противоречит здравому смыслу, не может обеспечить ни полного уничтожения частной собственности, ни удовлетворительного уровня потребления в обществе даже в условиях тотального принуждения. Л.Тимофеев показал как попытки предельно зарегулировать принцип частного владения приводят к тому, что движение модели стремится назад к отношениям собственности и обмена, а структуры принуждения последовательно вовлекаются в систему коммерческих теневых отношений. Массовое «бегство от закона», которым по сути является развитие теневых отношений, есть здоровая реакция на правовые нормы коммунистической доктрины и, в первую очередь, на запрет частной собственности. /15/
Мы не будем касаться здесь вопроса о том, какими методами советская власть обеспечивала выполнение условий договора, при котором власть получала во владение собственность, а народ получал в обмен обещания хорошей жизни. Однако, отметим, что в русском обществе отношение к частой собственности в целом отрицательное.
С точки зрения людей труда, коммунистическая правящая доктрина предстает в следующем виде: прибавочную стоимость берет в свои руки государство так, что сначала ее расхищают чиновники, сами трудящиеся, все кому не лень, а то, что остается, используется не эффективно.
Тысячелетиями «простые люди» мечтали о материальном равенстве.
За воплощение в жизнь этой утопии коммунисты потребовали от человека, чтобы он действовал противоположно своей природе, исходил не из личных интересов, а непосредственно из интересов общества, в ущерб себе. Но не стал социализм царством материального равенства. После первых уравнительских заскоков стали стимулировать высокие результаты труда различной зарплатой, всячески предотвращая «крупные» сбережения. Режим требовал кормиться из его рук, от щедрот государства и препятствовал любой частной деятельности, аттестуя ее как получение нетрудовых доходов. Чем беднее население, тем более оно зависимо от тех, кто кормит. По нашему мнению, коммунистическая власть много говорила, но никогда не ставила задачи сделать советского человека обеспеченным. Обеспеченный человек становится независимым. Задача власти состояла в том, чтобы поддерживать материально равенство на общественно допустимом уровне, который гарантирует безопасность от возмущений и противостояния с властью.
Плановое ценообразование в советской экономике было неспособно верно установить цены по всей номенклатуре товаров. В 1990 году в СССР централизованно утверждали почти все цены, а номенклатура промышленного производства составляла 24 млн наименований. Только рынок в процессе обмена способен устанавливать обоснованные цены. В рыночной экономике цены определяют что производить, как производить и для кого производить. Неверные цены приводят к неправильным хозяйственным решениям. Людвиг Эрхард, создатель экономического чуда в послевоенной Германии, писал: «Только свободная рыночная цена делает сопоставимыми и измеримыми результаты труда и способна выявить правильность или ошибочность предпринимательских решений. Подстройка производства под потребление возможна только при существовании свободных цен». /92/ Плановые расчетные цены, установленные централизованно, а не в результате обмена продуктов не способны сбалансировать между собой отдельные производства, установить правильные пропорции между количеством денег и товаров в обращении и вызывают постоянно сопутствующие плановой экономике инфляцию, излишки и дефицит.
Колоссальный перекос существовал между производством сельскохозяйственной и промышленной продукции. Проблема дефицита продовольствия существовала на протяжении всей истории советской власти. То же можно сказать и о промышленных товарах народного потребления. Только в кратковременный период НЭПа, когда от политики принудительных конфискаций перешли к рыночным отношениям, острота проблемы дефицита уменьшилась. В условиях дефицита власть и авторитет распределительных органов в обществе усиливается. У аппарата появляется возможность через дефицит эксплуатировать потребителей.
Однако, рассчитать правильные цены недостаточно, необходимо чтобы экономика следовала этим ценам. Реализация плановых цен на практике требует огромного аппарата чиновников не только для расчета, но и контроля за соблюдением таких цен. Институциональная экономика получала слабую мотивацию от плановых цен и хозяйственная деятельность тяготела к теневым ценам.
Если в капиталистической экономике результаты деятельности предприятия оценивают с использованием нескольких основных показателей (цена фирмы, прибыль и др.), то в плановых органах копошились миллионы плановиков-статистиков-бухгалтеров: готовили наверх отчеты, утверждали их, разверстывали директивные показатели от Госплана до уровня цехов. Смысл плановой рутины заключался: а) в попытке сбалансировать производство и потребление; б) задать каждому звену гигантской экономики показатели, которыми оценивалась их деятельность. В 1989 году в СССР планированием и учетом было занято 6,7 млн человек. /27/ Отдельную книгу можно было бы посвятить достоверности советской статистики, которая подтверждала грандиозные успехи планового хозяйства.
У Маркса и в ленинско-сталинском варианте политической экономии все сосредоточено на классовых отношениях, а сам анализ функционирования экономики отсутствует. Излишек над издержками производства – прибавочный продукт, выступает как результат капиталистической эксплуатации. Частная собственность на средства производства и рынок, как средство обмена, объявляются главными инструментами, определяющими неравенство людей в обществе.
Государственная собственность и адинистративно-командная распределительная система выступают в качестве основных категорий марксистско-ленинской идеологии. Ненаучность марксистской политэкономии состояла в том, что она не видела перспектив ликвидации дефектов капиталистического хозяйства путем его трансформации и призывала к насильственному уничтожению этой эксплуататорской общественной формации.
Для истории Маркс, прежде всего, революционер, обосновавший справедливость уничтожения капитализма, а уже потом ученый. Утверждение Маркса о том, что вся новая стоимость создается исключительно трудом, позволило сформулировать теорию эксплуатации. По Марксу 100С+100V+100М=300. Но, если разные С дают разные приросты общей суммы, то это означает, что С, а не только V, переносит свою стоимость и участвует в создании новой стоимости. Теория предельной полезности, объявленная в СССР несостоятельной, и теория предельных величин позволили придать политэкономии характер науки о принципах выбора путей использования ограниченных ресурсов, обладающих альтернативными вариантами применения в условиях рыночной сбалансированности, доказала несостоятельность утверждения о том, что только труд лежит в основе создания прибавочной стоимости.
Современная экономическая теория по-настоящему сформировалась на Западе как наука в результате борьбы с марксистским учением. /26/ В СССР власть присвоила себе монополию на ученье Маркса и уничтожала любые попытки его приспособления к действительности. Окружающий мир следовало приспособить к учению, а не наоборот. Сегодня наиболее крупные школы марксизма существуют в Китае, Индии и Японии.
Марксизм возник как революционная идеология, направленная на переустройство общества. Он был задуман для разрушения капитализма на Западе, но был использован странами догоняющего развития для индустриализации. Если бы марксизм был ученьем, действительно соответствующим принципам научности, то при описании будущего коммунистического строя, он должен был бы считаться с тем, что никакой достаточно большой общественный организм не может существовать без бюрократического управленческого аппарата, что материальное и социальное неравенство неустранимо, что оно лишь меняет формы, и другими явлениями социальной реальности, Но, в таком случае, марксизм не имел бы серьезного успеха. /51/
Маркс в своем учении выступает скорее как историк, чем как экономист.
Он считал, что весь мир повторит исторический путь Европы. Однако, в ХХ веке в мире появилось множество капитализмов, которые воспользовались европейской экономической машиной, погрузив ее в различные культурные оболочки. Появилась идея одновременного существования различных цивилизаций и различных видов капитализма. Тупик либеральной модели в неевропейских обществах возникает из-за того, что экономические процессы не способны развивать культурную составляющую общества и ведут к восстановлению отдельных элементов архаических форм (феодализм и др.). Сегодня критика капитализма идет с платформы национализма, а не коммунизма. Период пролетарских коммунистических партий себя исчерпал. Теперь теории эксплуатации основаны не на противостоянии труда и капитала, а на игнорировании властью интересов отдельных слоев населения (Бразилия и др.).
На основе коммунистической доктрины в СССР было создано централизованное плановое хозяйство. Экономический рост до 60-х годов ХХ века осуществлялся за счет перераспределения ресурсов из деревни в промышленность. Низкие закупочные цены товаров у колхозников и высокий налог с оборота выступали инструментами мобилизации ресурсов, необходимых для развития промышленности. Экспорт зерна позволил в 30-х-40-х годах осуществить индустриализацию страны на базе крупных предприятий. Крестьян превратили в дискриминируемый класс, годовые денежные доходы которого были сопоставимы с месячной зарплатой рабочих, высокими налогами облагалось приусадебное хозяйство. /105/ К 1980 году превышение импорта над экспортом сельскохозяйственной продукции достигло 15 млрд долл. Низкое качество товаров, создаваемых неконкурентной экономикой, не предоставляло возможности их экспорта и получения устойчивого источника поступления иностранной валюты в страну. С 1965 г. страна вынуждена была в массовом порядке закупать зерно за рубежом. Политика принудительного, не рыночного перераспределения ресурсов и товаров привела к крайне низкой эффективности отраслей народного хозяйства, высокому уровню потерь и хищений.
После смерти Сталина в обществе постепенно стал исчезать страх.
Сталин говорил своим соратникам, что после его смерти они растащат страну. Внутри системы между планировщиками, руководителями и исполнителями распространяются отношения взаимных уступок и компромиссов в ущерб потребителям товаров. Исполнители добиваются снижения плановых заданий, скрывают существующие производственные резервы, стремятся получить больше ресурсов, которые распределяются централизованно. Такая практика приводит к снижению производительности труда и качества товаров, неэкономному использованию средств, необоснованному увеличению фонда оплаты труда. Административно-хозяйственный распределительный механизм демонстрирует неспособность обеспечить эффективную экономику. Марксистская идеология мешает совершенствованию управления народным хозяйством. Установлению цен, стимулирующих производство, препятствует главный доктринальной догмат коммунистического общества – принцип неуклонного роста благосостояния и материального равенства всех членов общества. Замороженные цены на потребительские товары лишают производство стимулов к развитию и совершенствованию. Плановой экономике сопутствует хронический дефицит товаров и их низкое качество. Рост номинальной заработной платы усугубляет дефицит товаров. Неудовлетворенный спрос населения составил в 1970 г. - 17,5 млрд руб., 1980 г. – 29 млрд руб., 1985 г. – 60,9 млрд руб. Эта гигантская не связанная товарным предложением денежная масса питает черный рынок и теневую экономику, которые растут «как на дрожжах» и разрушают коммунистическую идеологию.
Планирование от «достигнутого уровня» усугубляет фактические диспропорции и воспроизводит дефицит и излишки от пятилетки к пятилетке. Плановые цены не способны отразить общественно необходимые затраты труда и платежеспособный спрос на товары, поэтому планирование осуществляется преимущественно по укрупненным валовым показателя (штуки, тонны, метры и т.д.). Такая практика планирования ориентирует хозяйство на экстенсивный путь развития, разбазаривание ресурсов. Для того, чтобы выполнить и перевыполнить план, который фактически оценивается объемом затрат, нет смысла экономить ресурсы. Такая самопожирающая экономика не могла долго существовать.
Государственная собственность на средства производства определяла двухстороннюю монополию потребителя и изготовителя в большинстве отраслей народного хозяйства. При такой форме экономического порядка уничтожается конкуренция производителей товаров и стимулы снижения затрат и улучшения качества. Экономическая система ориентирована на затратные, экстенсивные методы ведения хозяйства. Система социалистического соревнования не помогает существенно улучшить эффективность производства, поскольку государственное предприятие не может быть объявлено банкротом, а право на труд гарантировано.
Огромные средства потреблял военно-промышленный комплекс, обеспечивающий паритет вооружений с США. Стабильные отношения со стратегическими партнерами в Восточной Европе и многочисленными противниками США по всему миру осуществлялись за счет поставок нефти, зерна и других ресурсов, которые ослабляли внутреннюю экономику страны.
Поддерживать жизнь неэффективного планового хозяйства помогли доходы от экспорта природных ресурсов и, в первую очередь, нефти. Закрытая внутренняя экономика СССР поддерживалась импортом зерна, ежегодные массовые закупки которого осуществлялись за счет иностранной валюты, получаемой от экспорта нефти. От стабильности валютной выручки от экспорта нефти зависела устойчивость экономического и политического порядка в стране. Цены на природные ресурсы на мировом рынке изменяются в широком диапазоне и зависят от факторов, которые страна-экспортер не способна контролировать (темпы роста мировой экономики, распространение альтернативных источников сырья и энергии и др.). Для стран, экспортирующих широкий спектр товаров, изменения международной конъюнктуры несущественно влияют на соотношение денежных потоков от экспорта и импорта. Страны, для которых преобладает экспорт сырья, при снижении цен на ресурсы вынуждены сокращать импорт, снижать масштабы хозяйствования и ограничивать уровень потребления населения. Когда в 1986 году на мировом рынке упали цены на нефть, стране стало не хватать валюты для обеспечения населения продовольствием. Руководство страны помнило, что голод в Петрограде в 1917 г. послужил одной из главных причин революции и заговорило о реформах.
Централизованная и плановая экономика форсирует инвестиции, ориентируясь на расчетные укрупненные нерыночные оценки, которые ведут к ошибочным хозяйственным решениям. В такой экономике не предусмотрено регуляторов, тормозящих неэффективные процессы. Плановые централизованные цены назначают пропорционально величине издержек производства, что лишает производителя стимулов к рационализации и экономии ресурсов. Потребители и предприниматели не влияют на экономические процессы, которые регулируются в интересах бюрократической элиты. Обмен, рынки вытеснены системой распределения, где потребности общества устанавливают те же органы, которые управляют предложением. Такая форма экономического порядка нацелена на увеличение инвестиций, удовлетворяющих амбиции правящей элиты.
Плановые и управляющие органы заинтересованы в существовании небольшого числа крупных предприятий, выпускающих массовую продукцию. Административной системе проще управлять ограниченным числом хозяйственных единиц. Государственный аппарат управления создает монополии, ущемляющие мелкие и средние предприятия, подчиняющие себе торговлю и уничтожающие предпринимательский дух в обществе. Укрупнение, нормирование, стандартизация и унификация всех сторон жизни выступают следствием концентрации экономической и политической власти, которые врастают друг в друга. Концентрация власти ведет к уничтожению свободы в обществе.
<< | >>
Источник: В.Б.Сироткин. ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ: конкурентный экономический порядок. 2006

Еще по теме Централизованно-плановый экономический порядок:

  1. Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая)
  2. 15. Экономическое развитие Руси в период образования единого централизованного государства (XV-XVII вв.).
  3. 19. Экономическое развитие русского централизованного государства (вторая половина XV–XVII вв.)
  4. Глава 26 Экономические дискуссии 1920-х годов о природе планового хозяйства
  5. ГЛАВА 26 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ 1920-Х ГОДОВ О ПРИРОДЕ ПЛАНОВОГО ХОЗЯЙСТВА
  6. Экономическое развитие Русского централизованного государства (вторая половина XV – XVII века) и формирование всероссийского рынка
  7. 4.3. Экономическое развитие Русского централизованного государства в сер. XV – сер. XVII вв
  8. ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ЭКОНОМИКА
  9. 3. Экономический порядок
  10. 7.3. Мировой экономический порядок
  11. Необходимость централизованного регулирования
  12. ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  13. 2.9.4 Централизованное хозяйствование
  14. Рыночный экономический порядок
  15. Новый международный экономический порядок