<<
>>

Преобразование коммунистической доктрины

Когда в 1990-1991 годах политики заговорили о необходимости приватизации в стране, где формально в течение многих десятилетий существовал запрет на частную собственность, проницательные наблюдатели увидели, что приватизировать нечего, что фактическая приватизация уже давно состоялась и бесхозной собственности нет.
/15/
Основное содержание приватизации в поскоммунистической России выражалось в легализации теневой частной собственности. Теневая частная собственность существовала в СССР несмотря на то, что фундаментальная коммунистическая доктрина отменяла частную собственность.
Теневые отношения выступали неотъемлемой частью действующей коммунистической системы. Народ не считался с утопической идеологией и официальными законами, которые противоречили здравому смыслу, а бюрократия выстроила удобные ей теневые правила жизни.
После Международного фестиваля 1957 г. в Москве фарцовка (перепродажа) приобрела массовый характер. Иностранные одежда, обувь, бытовая техника и другие вещи служили символом успеха. Слово советский себя компрометировало. Позднее спекуляция распространилась и на другие товары: стройматериалы, мебель, автомобили. Скупка и перепродажа в целях наживы преследовалась законом, но превратилась в национальное ремесло. Каналы поступления дефицитных товаров, минуя торговлю, расширялись (моряки загранплавания, водители-дальнобойщики, артисты, спортсмены и др.). В 60-х в страну хлынул поток иностранцев. Началась перепродажа спиртного за модные вещи. Черный рынок расширился, бойцы теневого торгового фронта укрепились.
Операции с драгоценными металлами и иностранной валютой по закону мог вести только Госбанк СССР. Но на советском черном рынке крутились большие валютные ценности. После денежной реформы 1964 года 1 доллар США официально стоил 90 коп., а на черном рынке - 4-5 руб. В 1961 году валютчики Рокотов и Яковлев получили по 15 лет заключения, несмотря на то, что по Уголовному Кодексу страны их срок не должен был превышать 3-5 лет.
Через 2 недели после вынесения приговора вышел Указ Правительства об усилении борьбы с валютчиками, дело пересмотрели и по требованию Хрущева уже осужденных незаконно расстреляли. В то время коррупция проникла в милицию и больше валютчиков никогда не расстреливали, а на фарцовщиков смотрели сквозь пальцы.
В СССР существовала теневая реальность, в которую в той или иной степени были включены все жители. Утопии коммунистической доктрины и приспособление к реалиям жизни сформировали поведение советского человека, которое актриса А.Демидова в книге «Бегущая строка памяти», характеризует так: «В непривычной обстановке: тушуется, заискивает, молчит, глаза бегают (боится обмана). В привычных обстоятельства (на своей территории): моментально хамеет, распоясывается, орет, где можно не платит». С хамством на Руси всегда был караул – пишет М.Веллер: Хамство – следствие невроза, возникающего из-за того, что человек не может решить свои проблемы (любая гадость может свалиться на голову). «Хамство – подражание вышестоящим. Хамством человек заявляет: я вас ненавижу.» /93/
Л.Тимофеев, исследуя институциональную коррупцию, сравнил основные принципы официальной коммунистической и либеральной доктрины западных обществ (табл.8). Достоинства и недостатки перечисленных в табл.8 ценностей конкурирующих доктрин ХХ века широко обсуждали ведущие политики, экономисты, ученые, журналисты и другие интеллектуалы. Пропаганда либеральных идей выступала главным оружием против идей коммунистического господства. На высших уровнях власти шла непримиримая борьба двух идеологий.
Для поддержания коммунистической доктрины в стране существовал мощнейший репрессивный аппарат. Если в царской России в 1912 году насчитывалось 183 тыс. заключенных, то при народной власти в Советском Союзе их численность составляла: 1924 г. – 86 тыс.человек, 1927 г. – около 200 тыс.чел, 1937 г. – около 16 млн чел., в 40-50-х г.г. – 17-22 млн чел., в 70-х г.г. – около 3 млн чел., в 80-х г.г. – около 4 млн чел. /107/
Таблица Сопоставление основных принципов конкурирующих доктрин ХХ века
<

Коммунистическая доктрина Либеральная доктрина
Общественная (государственная) собствен-ность Частная собственность
Централизованное планирование и верти-кальная координация экономических решений Индивидуальные экономические решения и их горизонтальная координация
Государственное распределение благ Система свободных рыночных обменов
Социальные обязательства исполняются государством Социальные обязательства приватизированы
Политика насилия и подчинения.
Приоритет государственных интересов
Стремление к договорным отношениям. Приоритет прав личности
Однопартийная политическая система Демократический плюрализм в политике

/br> Между тем, внутри системы социализма всегда существовали теневые отношения, преобразующие любые официальные процедуры на коммерческую основу. В табл.9 представлено сравнение основных инструментов реализации принципов официальной государственной идеологии и теневых отношений. /15/
Таблица Основные инструменты реализации официальной государственной идеологии и теневых отношений
В стране существовало одновреме

Доктринальное государство Теневое парагосударство
Коммунистическая государственная док-трина Здравый смысл «среднего человека»
Правящий аппарат (корпорация) как распорядительный субъект доктрины Коллективная личность как носитель здравого смысла
Стабильность доктринального порядка. Интересы корпорации Потребности индивидуальной личности, персоны. Интересы корпорации
«Общегосударственная» собственность. Частная собственность запрещена Теневое (обычное, должностное и т.д.) право владения некоторой долей собственности. Право распоряжаться собственностью как товаром черного рынка. Купля-продажа «номенклатурных» должностей
Плановое распределение потребительских товаров и услуг Всеобъемлющий черный рынок. Торговля «с черного хода» и «из-под прилавка».

Межличностный обмен «ты – мне, я – тебе». Продажа льгот. Взятки прямые и косвенные – «подарки».

«Несуны», внутриколхозное воровство и т.д. – до бесконечности

Плановое распределение производственных фондов и трудовых ресурсов

Плановое производство

Взятки, «бюрократический рынок», институт толкачей, бартерный обмен.

Шабашники.

Цеховики
Система плановых и отчетных показателей Коррупция. Плановые показатели и отчетные «приписки» как товар «бюрократического рынка»
Безналичные расчеты, обслуживающие «плановую» сферу. Планируемый фонд заработной платы Неучтенный оборот наличных денег («черный нал»), обслуживающий теневую сферу
Плановое ценообразование Реальные цены «черного рынка»
Планируемое налогообложение Теневые поборы, бюрократический рэкет
Госбюджет Сумма теневого оборотного капитала
Государственные социальные гарантии Социальные гарантии приватизированы
Государственная юстиция (как защита доктринального порядка) Теневая юстиция (как защита теневых прав владения собственностью; мера ответственности – вплоть до смертного приговора)
Доктринальные институты власти Теневые функции тех же властных структур (партийный руководитель становится чем-то вроде уголовного пахана, - как это показали, например, «хлопковые» дела)
Силовые структуры как гарант доктринального порядка Организованная преступность как гарант «теневого порядка»

нно два государства: доктринальное – на бумаге, в легальных структурах, ритуалах и отношениях; парагосударство – в обыденной жизни. Иерархия этих двух государств совпадала. Чем выше легальный статус работника, тем большими теневыми возможностями он обладал. Партийная, административная, хозяйственная номенклатура выступала распорядителем общественной собственности и одновременно возглавляла теневые отношения.
Конкуренция и соглашения легального государства и теневого парагосударства формировали в стране «общественно допустимый» уровень злоупотреблений и нарушений законов. Власть всегда оставляла за собой право «натянуть поводок».

(Она не смогла осуществить насилия над народом в августе 1991 года и режим в СССР рухнул). Когда отклонения от доктрины зашкаливали за верхний предел общественно допустимого уровня, со стороны доктринального государства следовали санкции и репрессии. Вся история советского государства есть непрекращающаяся череда компаний по борьбе с космополитами, пьянством, тунеядством, нетрудовыми доходами, хулиганством и другими отклонениями от официальной доктрины. Например, крестьянам власть несколько раз запрещала держать коров в личном хозяйстве, чтобы крестьянин не крал у колхоза собственный труд, работая на себя, а бесплатно отдавал бы его колхозу. Когда начинала падать рождаемость в деревнях, коров возвращали.
Смягчение тоталитарного режима способствовало расширению нелегальных рыночных отношений в стране. Если в период сталинской диктатуры суды руководствовались исключительно установками вождя, то позднее появилась возможность влиять на их решения и избегать или смягчать приговоры. Российское правосудие по традиции имеет репрессивный, карательный характер: из 100 приговоров 2 оправдательных (в Европе – 20). В Европе на 100 тыс.населения 16-18 заключенных, а у нас 700, число помилованных от 5% (Великобритания) до 10-20% (Германия, Голландия), а у нас 1%. /86/ В системе исполнения наказаний взятки и вымогательства существовали всегда. В книге «Левый берег» В.Шаламов пишет, что все на Колыме держалось на взятках начальству (вещами, едой, деньгами и др.). Тех, кто не давал, отправляли на общие работы, где нормы питания позволяли не умереть максимум 3-4 месяца. Для сравнения, на царской каторге в Нерченском добывающем районе дневной рацион арестантов составлял: 1 кг хлеба, 400 гр мяса, 1 кг крупы, горох, соль, жир, кислая капуста. /22/ Во время Великой Отечественной войны в лагеря по «ленд-лизу» шли вещи, еда, медикаменты, инструменты, но более половины оседало в карманах начальства. Брежневские репрессии в отличие от сталинских были оборонительными, мизерными и не встречали поддержки большинства.
/14/
История выделяет два основных вида эксплуатации на основе прямого насилия: рабовладение и крепостничество. В СССР проявил себя третий вид эксплуатации на основе государственной собственности, когда подавляющая часть прибавочного продукта принудительно присваивается широким слоем чиновников. Осуществление функций бюрократии невозможно без постоянных прямых контактов с широкой массой разнообразных членов общества, которые реализуют свой личный интерес, не совпадающий с государственными задачами.
Усиление власти бюрократического аппарата расширяло силу теневого парагосударства, которое стремится занять место доктринального государства и легализовать теневые отношения. Ф.Бобков, заместитель председателя КГБ, пишет: «Мы потеряли партию, когда ей поручили хозяйственные функции, а не политику. Карьеризм, коррупция, привилегии зародились в высших эшелонах власти. Партия теряла авторитет.» /94/
Государственный чиновник в своей деятельности руководствуется интересами трех видов:
- личные интересы, которые выражаются в стремлении улучшения материального положения через присвоение дополнительной доли общественной собственности;
- ведомственные интересы, обусловленные целями и задачами организации, ее руководителя и коллектива, в котором он служит:
- государственные интересы как отображение основных принципов и положений правящей идеологии.
Взаимодействие этих трех сил формирует равнодействующую, стимулирующую действия государственных чиновников. В периоды, когда давление правящей элиты усиливается, инстинкт самосохранения перемещает личные и корпоративные интересы чиновников на второстепенное место. В режимах мобилизации под давлением властной элиты государственные чиновники, особенно высшие, начинают активно конкурировать между собой, демонстрируя усердие. Когда усиливается централизованное начало системы правления, ядро власти жестко принуждает чиновников работать на интересы государства. Когда система правления государством переходит от мобилизационного к стабильному режиму, государственные интересы в деятельности чиновников занимают подчиненное место, а личные и корпоративные интересы выдвигаются на первый план.
Ядро власти, воздействуя на бюрократический аппарат, воплощает государственную доктрину в обществе. Административная система чиновничества выступает как средство для реализации правящего режима в модели: правящая элита – бюрократия – общество. Охватывая все стороны жизни общества (экономику, культуру, науку и др.), бюрократия существует для того, чтобы регулировать жизнь в рамках норм и правил правящей доктрины.
Бюрократический аппарат разросся и подчинил себе власть в СССР не по недосмотру высшего начальства, а совершенно естественно из самого базиса общества. Коммунизм без этого аппарата так же невозможен, как капитализм без денег, прибыли, конкуренции. В условиях обобществления средств производства и всей деловой жизни в масштабах всей страны, возникает гигантская система власти и управления. Эта система имеет свои неумолимые законы функционирования, неподвластные никаким постановления ЦК КПСС и призывам вождей. Можно снять человека с поста в системе, но нельзя отменить сам пост (можно отменить его формально, но это потребует создание другого поста). Сам пост определяет каким будет поведение его обладателя (обещания – верхний; видимость деятельности – средний; глухая стена – нижний). В условиях существовавшей общественной системы СССР использование служебного положения в корыстных целях фактически (не доктринально) не рассматривалось как преступление и выступало как закономерная форма распределения и перераспределения жизненных благ, в которых реализуются базисные социальные отношения. Осуществляется распределение благ в соответствии с социальным положением людей. Государство удерживало негативные процессы в каких-то рамках. Заявлять о намерении полностью искоренить их – значило нападать на самые фундаментальные закономерности системы. Выдвигался принцип: Чтобы система руководства работала хорошо, надо, чтобы она не зависела от индивидуальных качеств ее отдельных представителей. Этот принцип действовал не в интересах представителей существующей системы. Новое руководство всегда приписывало грехи старому руководству, хотя в этих грехах была повинна система.
Власть чиновников опирается не на деньги, которые, если ведешь хозяйство плохо, непременно уплывут, и не на волю большинства, а только на насилие – так же как во времена феодализма и рабовладения. Бюрократия СССР была не способна расширить власть денег в стране. Чтобы увеличить масштабы своей доли в избыточном продукте общества, перевести эту долю в денежную форму, конвертировать в твердую валюту, получить возможность передать ее по наследству и приобщиться к благам мировой буржуазной элиты потребовалось сначала преобразовать, а затем уничтожить правящую доктрину. Коммунистическая доктрина уже не удовлетворяла целям, которые ставила перед собой бюрократия. В качестве альтернативы была выбрана либеральная капиталистическая доктрина, на лидеров которой сделала ставку часть высших чиновников СССР. Консервативная часть чиновничества поддерживала в 1991 году ортодоксальных коммунистов и лидеров ГКЧП.
<< | >>
Источник: В.Б.Сироткин. ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ: конкурентный экономический порядок. 2006

Еще по теме Преобразование коммунистической доктрины:

  1. 16.2. Необходимость приведения военной доктрины в соответствие с доктринами стран-агрессоров
  2. 4. Кризис коммунистической идеологии и социальная цена перестройки
  3. Лекция 4-я Разработка программы коммунистического движения
  4. Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая)
  5. ДОКТРИНА
  6. 2. Социалистическая доктрина
  7. Глава 25 Формирование доктрины планового хозяйства
  8. ГЛАВА 25 ФОРМИРОВАНИЕ ДОКТРИНЫ ПЛАНОВОГО ХОЗЯЙСТВА
  9. Имитация либеральной доктрины
  10. 16.3. Контуры технологической доктрины
  11. 4. Некоторые аспекты социальной доктрины католицизма
  12. «Закон оттока» и доктрина реальных векселей
  13. «Закон оттока» и доктрина реальных векселей
  14. 4. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ КАТОЛИЦИЗМА
  15. 1. МАРКСИЗМ КАК ДОКТРИНА КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
  16. 1. Марксизм как доктрина капиталистического развития России
  17. 14.3.Монетаризм как доктрина либерализации мировой экономики