<<
>>

Имитация либеральной доктрины

Реальное будущее можно построить только на реальном прошлом.
После развала СССР в 1991 году власть Ельцина, предоставив населению и коллективам предприятий выживать в условиях либеральных реформ как придется, сосредоточилась на противостоянии коммунистам и всем, кто не разделял принципов «шоковой терапии».
Либералы пытались убедить народ в том, что свобода важнее справедливости. В этот период чиновничество абсолютно безнаказанно эксплуатировало принципы либеральной доктрины, как когда-то оно обогащалось под прикрытием коммунистических лозунгов. А. Яковлев пишет: «Старая номенклатура плавно перетекла в новые структуры власти. Новая номенклатура оказалась гораздо жаднее старой». /10/
Ю.Болдырев, возглавлявший при Ельцине Контрольное управление Президента России, один из создателей и первый руководитель Счетной палаты РФ, пишет о злоупотреблениях и нарушениях закона, которые расцвели пышным цветом и приводит следующие примеры /28/:
1. Расхищение средств бюджета через механизм ГКО (государственных краткосрочных обязательств). Летом 1995 года правительство разместило более 0,6 млрд долл. «временно свободных» валютных средств на счетах частных банков. Банковский процент за использование бюджетных средств установили ниже чем доходность, получаемая по ГКО на свободном рынке. Поэтому желающих сыграть в игру на ГКО было много. Можно было взять кредит в иностранной валюте под 5% годовых, конвертировать валюту в рубли и вложив в ГКО, кредитовать Правительство, получив 60-100% годовых. Процедура размещения ГКО следующая: участник подает заявку, в которой указывает на какую сумму он кредитует правительство и процент, который желает за это получить. По итогам конкурса Министерство финансов должно набрать заранее объявленную сумму кредитов из числа предложенных, запрашивающих наименьший процент. Если «точка отсечения заявок» составила, например, 100% годовых, то запросившие 100% останутся ни с чем, а те, кто запросил 70%, получат за ГКО 70% годовых, те, кто указал в заявке 80%:, получит за ГКО 80% и так далее вплоть до 99%.
Точка отсечения заранее неизвестна, ее устанавливают после того как соберут все заявки. При таких правилах конкурса игрок должен угадать «точку отсечения» и запросить в заявке процент на самый минимум меньше, чем эта величина. Понятно зачем и у кого принимались заявки после официального прекращения их приема? В любой западной стране виновные понесли бы суровое наказание. У нас такая практика продолжалась 3 года вплоть до дефолта 1998 г., после которого рынок ГКО исчез. Играли в эту «беспроигрышную игру в наперстки с государством» не мальчики с улицы. Через механизм ГКО деньги из бюджета несколько лет шли в частные карманы.
2. В 1995 году правительство изъяло из федерального бюджета 2,5 млрд долл. «на восстановление народного хозяйства Чечни». Ни на какое восстановление ничего не пошло, деньги осели в частных банках.
3. Из Федерального бюджета частным структурам (Фонд Спорта и др.) в виде «компенсации» таможенных пошлин за ввоз спиртного и сигарет, от которых эти структуры незаконно освободили, выплатили 9 млрд долл.!
Только по трем примерам разворовано более 12 млрд долл., что составило почти 50% всего федерального бюджета 1995 года. 1995 год был особый – год перед выборами президента. Тогда мало кто верил, что Ельцин удержится, а значит хватай, что успеешь. Успели немало.
Страна на три года была втянута в гигантскую финансовую пирамиду ГКО. Эта игра вытягивала средства из государственного бюджета. Кто мог играть в такую игру с российским государством и выиграть? Только те, кто имел доступ к власти. По утверждению бывшего Генпрокурора России Ю.Скуратова, зафиксировано, что на рынке гособязательств играли члены правительства, а также члены семьи (в родственном смысле) президента Ельцина.
4. Управление государственной собственностью. Контрольный пакет акции Газпрома (около 37%) принадлежит государству. Управление госпакетом акций в 1997 году в нарушение Конституции и Гражданского кодекса было передано правительством в доверительное управление.
Доверительным управляющим выступал сам объект управления в лице президента Газпрома Вяхирева. Ответьте на вопрос: Будет глава Газпрома реализовывать государственные интересы: бороться за снижение тарифов на газ, сокращать внутренние расходы, распродавать непрофильные активы (СМИ и др.)? За выполнение этой тяжелой работы по самоуправлению и самоконтролю государство обязано выплачивать Газпрому два процента от причитающихся государству дивидендов. В соответствии с договором о доверительном управлении за ущерб, нанесенный Газпрому и государству как его акционеру, отвечает своим имущество доверительный управляющий, т.е. сам Газпром! Видел ли мир когда-нибудь подобный абсурд. Подготовкой договора занимались не какие-то бюрократы из тех, что, по утверждению наших правых, все эти годы так и стремятся к «партноменклатурному реваншу», а наши известнейшие либералы: Немцов (тогда первый зампред правительства) и Кириенко (тогда министр топлива и энергетики), подпись которого стоит под договором от имени всего правительства. Такой «фокус» проделан, чтобы никто не мешал Газпрому залезать в мой и ваш, уважаемый читатель, карман, а через цену энергоносителей влиять на конкурентоспособность всей экономики страны.
5. Основные долги на Западе были набраны в течение двух периодов: во вторую половину 80-х годовой Советской властью и в девяностые – уже новой российской властью. Ни одна из сторон толком за расходование набранных долгов не отчиталась. В 1990 году Верховный Совет России под аплодисменты торжественно своим решением просто упразднил Комитет народного контроля России, а отчитаться перед обществом о том как расходовались долги забыл и до сих пор не вспомнил. Счетная плата в конце 90-х годов установила, что у правительства России вообще не оказалось собственной системы учета наших долговых обязательств! Учет наших долгов вела зарубежная компания. А ведь по этим долгам платит население страны. Счетная плата РФ зафиксировала факты, когда деньги, взятые нашим правительством в долг под высокий процент за рубежом, направлялись не на развитие экономики и даже не на решение неотложных социальных задач, а на кудрявую жизнь приправительственных центров и фондов (Рабочий центр экономических реформ, Центр проектного финансирования, Центр приватизации, Бюро экономического анализа и др.), в ряде которых министры и их заместители получали зарплату 10-15 тыс.долл./месяц.
В отчетах Счетной палаты указывалось, что какого-либо общественно значимого продукта за израсходованные десятки и сотни миллионов долларов мы с вами не получили. Один из таких фондов заплатил некой гражданке США 200 млн долл. за консультации. Никто из деятелей, причастных к подобным аферам не затерялся и от участия в управлении государством в прямой форме или косвенной (через полугосударственные предприятия монополисты) до сих пор не отстранен.
Конечно, все можно простить – пишет Ю.Болдырев. Вольному народу – воля. При таком всепрощении со стороны наших граждан какой-то обнадеживающей логики, которая позволяла бы нам выбраться из этой ситуации и больше в подобные не попадать автор статьи не видит.
Можно написать отдельную книгу о современных способах и средствах эксплуатации бюрократией населения, которые включают: бомбил-водителей в аэропортах, работающих под крышей милиции; платные услуги за получение разрешений, справок, свидетельств, паспортов, оформление таможенных документов и множество других. Под чьим прикрытием могла существовать финансовая пирамида Мавроди, собравшая с населения 10 млрд долл.?
Мы ограничимся пятью рассмотренными примерами злоупотреблений и не будем их продолжать. Нам важно, чтобы читатель ощутил связь между эпохой теневой экономики СССР и современным периодом имитации движения к либеральным ценностям. И в том и в другом случаях бюрократия приспосабливает принципы правящей доктрины к своим интересам.
Рассмотрим как оценивают ученые движение России к либеральным ценностям.
Профессор Принстонского университета, специалист по России, Ст.Коэн пишет, что предположение о том, что Россия должна находиться в процессе перехода к обществу западного типа и даже к системе американского образца с политической и культурной точки зрения является чистейшей самонадеятельностью. /34/ Далее Ст.Коэн отмечает несоответствие общепринятых терминов тому , что достигнуто властью Ельцина к 1999 году:
- крошечное, относительно хорошо оплачиваемое сословие, обслуживающее остров процветания названо средним классом, не включает в себя большинство медиков, учителей, ядерщиков и других специалистов;
- едва прикрытая форма российского авторитаризма, где президент больше напоминает монарха, управляет с помощью прямых указов, с полным пренебрежением относится к парламенту, называется конституционной демократией;
- купленные, в своем большинстве, национальные средства массовой информации называют свободной прессой;
- наихудшая в современном мире экономика названа прекрасно работающим формирующимся рынком, для которого заказные убийства стали высшей формой разрешения споров;
- предприятия, питающиеся от государства и всегда подчиняющиеся его прихотям, именуют приватизированными, организации, занимающиеся отмыванием денег – банками и т.д.
Автор приходит к заключению, что после 1991 г.
в России не было «переходного периода», а, если он был, то тогда его основное развитие шло к распаду, катастрофе. Когда еще до дефолта 1998 года российский ВВП был на 50% ниже уровня 1990 года, мясное и молочное скотоводство составило 25% прежнего уровня, 75% населения проживало ниже минимального прожиточного минимума, продолжительность жизни мужчин сократилась до 57 лет, недоедание стало нормой для детей школьного возраста, основные условия жизнеобеспечения, инфраструктура производства, технология , наука, транспорт, системы отопления и канализации разрушены. Есть все свидетельства, позволяющие констатировать переход назад. Россия и раньше следовала путем модернизации сверху в течение столетий, но никогда прежде его результатом за 8 лет «реформ» не становилось подобное возвратное движение вспять от современности. Слово «Смута» гораздо больше подходит для описания и анализа периода ельцинского правления. /34/
Профессор, лауреат Ленинской премии В.П.Торчилин пишет, что, хотя открытость общества является образцом для любой страны, желающей двигаться вперед, в настоящее время в этом в России не заинтересован практически никто и такое отсутствие интереса (при полном сохранении и даже развитии интересов чисто материальных) может продолжаться неопределенно долго. Автор, ссылаясь на подборку материалов журнала «Economist», перечисляет пять центров власти, которые реально руководят страной (население, естественно, ни к одному из них отношения не имеет администрация президента (Кремль), которая пользуется всей бывшей собственностью КПСС; спецслужбы, владеющие огромным количеством компромата научились, пользуясь всем этим компроматом, вести собственный бизнес или же просто отчуждать бизнес у тех, на кого компромат накопили; крупный бизнес - бывшая государственная собственность, доставшаяся нынешним владельцам нечестным путем, отчего они боятся ее лишиться и непрерывно укрепляют собственную безопасность и ублажают власть; министерства, которые плохо управляют, но зато отлично вымогают взятки; регионы, в каждом из которых в миниатюре существует все то же самое, что и в России в целом.
Люди в перечисленных центрах власти не заинтересованы в создании открытого общества. Их цель не формирование открытого общества, а удержание власти как источника обогащения и безнаказанности. Тем не менее, создание открытого общества исторически неизбежно и определяется состоянием общественного сознания и содействием просвященного государства. Пока общих целей в разных слоях общества не выработано и неизвестно когда они появятся. Совместное понимание общих задач требует времени и ускорить этот процесс невозможно. Основная идея открытого общества – это его формирование по принципу «снизу вверх». Другими словами, его следует строить, в первую очередь, в самом себе и только потом воплощать в окружающую действительность. Демократическое правление создается по следующей схеме: немногочисленные жители объединяются в группы, делегируя некоторые свои полномочия доверенным лицам. Доверенные лица объединяются в группы более высокого уровня, которые сами решают, какие свои полномочия следует делегировать на еще более высокий уровень и т.д. Описанный эволюционный путь формирования демократического общества прошли США. В России открытое общество само собой не возникнет даже, если к нему будет стремиться определенная группа людей. Государственная власть как равнодействующая пяти перечисленных реальных сил, не захочет ограничивать себя стандартами и нормами открытого общества. /35/
Профессор из США Ричард Пайпс о вестернизации России написал в 2003 году следующее:
«После благоприятного начала Россия кончила невнятным режимом, который не в состоянии дать своему народу ни процветания и свободы капиталистической демократии, ни элементарной социальной защищенности зрелого социализма … В России такой результат породил все более распространяющееся разочарование … Политическая культура России не приемлет политических, да и экономических установлений Запада и склонна трансформировать эти идеи в духе враждебном принципам цивилизованного общества. До тех пор, пока русские не поймут, что именно они должны изменить в своей политической культуре, они вряд ли смогут стать «нормальным» обществом, к чему стремится большинство из них». /30/ Американский профессор объясняет стойкий иммунитет русских против западничества религиозным наследием России: «в глазах православного христианства и католицизм и протестантизм всегда были заблудшими религиями». «… Враждебность православной церкви по отношению к западным ветвям христианства со временем перетекла в светскую сферу … русская нация стала считать себя несовместимой с Западом. А поскольку русские не чувствовали родства и с теми своими соседями, которые исповедовали восточные верования – ислам, буддизм, конфуцианство, - то они начали думать о себе как о совершенно особой нации». /30/ Пайпс в знаменитой в начале 80-х годовой книге, написанной для американской элиты, «Выжить недостаточно» показывал, что большевистский режим был органически связан с самодержавием, важнейшим элементом которого выступал изоляционизм. Номенклатура прибегала к непрекращающейся политике развенчания империализма, играя на национальных инстинктах населения. В течение столетий в России сложилось закрытое централистское государство, которое сохраняется и сейчас.
Обозреватель М.Соколов отмечает, что современная Россия все более бюрократизируется, а бюрократии присущи:
- убывающая эффективность со стремлением общего КПД к нулю;
- слабая дисциплина, формальное выполнение поручений, срыв всех сроков;
- взятки (смазочные деньги) как единственный способ заставить бюрократическую машину хоть как-то работать, а у нас «воруют как перед концом света» и образовалось другое правление, гораздо сильнее всякого законного». /68/ Автор подчеркивает, что объем чиновного воровства сегодня существенно больше, чем при Ельцине, нормы изъятий крайне велики и приводит последние строки из 2-го тома «Мертвых душ»: «Все будет безуспешно, покуда не почувствовал из нас всяк, что он так же, как в эпоху восстанья народов, вооружался против врагов, так должен восстать против неправды. … Я приглашаю вспомнить долг, который на всяком месте предстоит человеку».
Ассоциация менеджеров ежеквартально проводит анализ факторов, препятствующих развитию российского бизнеса и приходит к выводу, что влияние одних негативных факторов ослабевает, однако, незамедлительно компенсируется усилением других (табл.10). /74/
В табл.10 представлены оценки 1% представителей топ-менеджеров и собственников крупнейших компаний в первом квартале 2006 года. Им предложили оценить по 10-балльной шкале факторы, тормозящие развитие бизнеса. Затем рассчитали значимость каждого фактора, вычислив усредненную оценку, выраженную в процентах к ее максимально возможной величине (10). Из табл.10 видно, что коррупция и административные барьеры – факторы, характеризующие действия чиновников – занимают 1-е и 2-е места среди факторов, препятствующих развитию бизнеса. Авторы анализа указывают: а) давление на бизнес со стороны государства есть, но пока оно не достигает невыносимого уровня; б) послабление в одних сферах сопровождается ужесточением в других; в) проявляется отечественная привычка создавать проблемы не в меру активным членам общества.
Таблица Ранжирование факторов, препятствующих развитию бизнеса

Факторы Оценка
Коррупция 58,73
Административные барьеры 55,49
Налогообложение 49,58
Нехватка квалифицированных кадров 47,04
Общая политическая и экономическая нестабильность 46,34
Неразвитость и изношенность инфраструктуры 43,10
Недостаток инвестиционных ресурсов 40,85
Неразвитость судебной системы 40,28
Изношенность основных фондов предприятий 37,04
Дополнительные издержки, связанные с ростом цен на энергоносители 31,69

На вопрос какая температура у российского бизнеса в августе 2006 года отвечали так /75/: В.Кондрачук, вице-губернатор Новгородской области, бывший гендиректор компании Транс Нафта: «Бизнес - труп, поэтому температура у него комнатная. Экономического роста нет, если рост ВВП очистить от доходов нефти и газа, то бизнес можно поминать как звали».
А.Смоленский, экс-глава банка СБС-Агро: «Бизнес занял выжидательную позицию, он решает главную задачу – сохранить то, что осталось, чтобы не отняли, не слили, не сперли … Меня не оставляет чувство, что чиновники просыпаются с одной мыслью – что бы еще сделать плохое, и как только сообразят, летят на работу с мигалкой. Сегодня предприниматель не может написать бизнес-план даже на месяц.»
В.Геращенко, председатель совета директоров ЮКОСа «Самочувствие олигархического бизнеса отличное – его благосостояние растет. Скоро мы займем все первые места во всех рейтингах миллионеров». Нет надобности комментировать эти высказывания.
Из табл.10 следует еще и то, что внутренний фактор бизнеса – нехватка квалифицированных кадров осознан деловым сообществом, как одно из главных препятствий развитию.
Из приведенных высказываний можно сделать следующие выводы:
- в России сохранилось централизованное государство (власть бюрократии);
- центры власти, которые руководят страной, не заинтересованы в создании открытого общества;
- результаты модернизации сверху характеризуют движение назад от современности;
- бизнес подавляется коррупцией чиновников и административными барьерами.

<< | >>
Источник: В.Б.Сироткин. ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ: конкурентный экономический порядок. 2006

Еще по теме Имитация либеральной доктрины:

  1. 16.2. Необходимость приведения военной доктрины в соответствие с доктринами стран-агрессоров
  2. ИМИТАЦИЯ
  3. Приложение 2Б. Попытка имитации рынка
  4. ИМИТАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  5. Приложение 15.Б. Модель общего равновесия и имитация рынка
  6. ДОКТРИНА
  7. 2. Попытки либеральных объяснений
  8. 2. Социалистическая доктрина
  9. Глава 25 Формирование доктрины планового хозяйства
  10. ГЛАВА 25 ФОРМИРОВАНИЕ ДОКТРИНЫ ПЛАНОВОГО ХОЗЯЙСТВА
  11. 16.3. Контуры технологической доктрины
  12. Преобразование коммунистической доктрины
  13. Либерально-реформистская модель
  14. 9.1. Либерально-реформистская модель регулируемого капитализма. США
  15. 17.1. Неравенство распределения доходов в либеральной рыночной экономике
  16. Пример Разрушительная неадекватность либеральных рецептов
  17. ЛИБЕРАЛЬНАЯ ХАРТИЯ
  18. Либеральная модель
  19. 4. Некоторые аспекты социальной доктрины католицизма
  20. «Закон оттока» и доктрина реальных векселей